Экономическая теория - Бутук А.И. - § 2. ПРИНЦИПЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Экономические интересы собственников, управляющих и работников фирмы во многом совпадают, ибо от конкурентоспособности предприятия зависят доходы всех этих субъектов. Но они не тождественны друг другу, вследствие чего между ними могут возникать антагонизмы. Поэтому искусство менеджмента обязательно включает в себя умение наладить гибкое взаимодействие и с владельцами фирмы, и с ее наемным персоналом. В большинстве мелких и средних компаний собственники сами одновременно выступают в качестве менеджеров. Следовательно, главное заключается в установлении взаимовыгодных отношений и взаимопонимания между владельцами и наемными работниками. Эти отношения регулируются и индивидуальными контрактами (соглашениями, договорами), которыми определяются условия найма отдельных работников, и коллективными договорами, где данные условия трансформируются с позиций всего трудового коллектива или профсоюза, и, наконец, законодательством. Менеджмент не может не учитывать эту регламентацию. Но он не может игнорировать и присущих самой управленческой деятельности принципов и норм.

По мнению западных специалистов, ключ к успешной деятельности предприятия — это, прежде всего соблюдение и постоянное обеспечение определенной логики в организации управления предприятием. Эта логическая цепь характеризуется следующими причинно-следственными связями:

Действия руководителей предприятия

Поведение работников

Производственная деятельность коллектива

Результативность работы.

Как видим, западные специалисты полагают, что ключевым моментом эффективной работы предприятия являются умелые, продуманные действия его руководителей. Квалифицированное руководство позволяет направить в нужное русло поведение работников, создать необходимую производственную ориентацию и возбудить мотивацию их действия, способствующую успешной работе. В итоге производственная деятельность коллектива приобретает нужную целеустремленность, организованность и продуктивность. Следствием соблюдения логики менеджмента в трех первых элементах цепи выступает получение желаемого конечного результата. Тем самым успех приходит тогда, когда качественное руководство порождает активное поведение работников, а их взаимодействие проявляется в эффективной производственной деятельности.

В западном менеджменте принято различать:

а) техническую деятельность по созданию и освоению, применению в производстве прогрессивных видов материалов, техники, технологий в определенных отраслях;

б) управленческую деятельность по организации, координации действий; обеспечение упорядоченности, и согласованности производственных процессов.

В технической деятельности решающее значение имеют изобретательность, научные и технические знания, инженерный опыт специалиста. Здесь успех может быть достигнут за счет собственных усилий одного талантливого изобретателя, способного проектанта. Главное в этом виде деятельности — умение "родить" техническую идею. Задача менеджмента — искать способных людей и обеспечивать им творческие условия работы.

В управленческой деятельности успех достигается в основном умением получать результат за счет усилий подчиненных. Суть искусства руководителя не в том, чтобы все делать самому, а в том, чтобы суметь организовать и направить действия других. Конечный результат по управлению — совокупный эффект скоординированной деятельности многих. Задача менеджера — применять эффективные методы согласования действий и усилий многих людей.

Заместитель директора французской Ассоциации по консультированию и оказанию помощи в развитии Даниель Болленже, характеризуя управленческую деятельность в рамках фирмы, выделяет 10 золотых правил для руководителя.

1. Уметь определять важность, очередность и последовательность выполнения задач.

2. Не поручать другим решение наиболее существенных, "судьбоносных", вопросов, от которых зависит будущее предприятия и организации.

3. Быть требовательным по отношению к подчиненным и к себе. Не допускать безответственности и расхлябанности.

4. Действовать быстро и решительно в тех случаях, когда "промедление смерти подобно".

5. Быть полностью информированным по тем вопросам и проблемам, которые входят в компетенцию руководителя, т. е. по которым приходится принимать решения.

6. Не заниматься второстепенными делами, которые можно и нужно доверять исполнителям.

7. Действовать только в рамках возможного и реального, избегать слишком рискованных и тем более авантюрных действий.

8. Уметь проигрывать в ситуациях, когда проигрыш неизбежен.

9. Быть справедливым, последовательным и твердым в своих управленческих действиях.

10. Находить удовольствие в работе, заниматься теми видами и формами управленческой деятельности, которые приносят удовлетворение.

В первой половине XX в., когда господствовала система массового производства, на внутрифирменном уровне отношения между работодателем и наемными работниками в капиталистических странах складывались в виде режима, так называемого фордизма-тейлоризма. Он представляет собой систему организации поточно-массового производства, основанную на применении стандартизации, типизации и конвейеризации производственных процессов. Система впервые введена на автозаводах Г. Форда в первой четверти XX в. Методы фордизма позволяют предпринимателям повышать производительность труда за счет его предельной 'интенсификации.

Тейлоризм непосредственно дополняет систему организации Г. Форда. Он получил название по имени американского инженера Ф.У. Тейлора, разработавшего систему организации производства, цель которой — получение прибыли путем максимального повышения интенсивности труда за счет его глубокого разделения, рационализации трудовых движений. В.И. Ленин назвал тейлоризм научной системой выжимания пота и в то же время подчеркивал важность заимствования всего прогрессивного, что содержит тейлоризм. Попытка применения фордизма-тейлоризма была предпринята в рамках казенной системы.

Но еще до Второй мировой войны зародилась и стала все более широко применяться иная система внутрифирменных отношений между наемными работниками и работодателями, которая получила название системы человеческих отношений. Ее основателем стал американский психолог и социолог Е. Мейо. Суть его теории такова: продуктивность человеческого труда в итоге решает совсем не машина, а человеческая психология. Отсюда вывод: хороший предприниматель никогда не должен быть только формальным руководителем своего наемного работника, а в полном понимании быть его опекуном, для которого не безразлична личная жизнь подчиненного (его домашние условия, семейная обстановка), потому что в результате все эти факторы влияют на продуктивность человеческого труда.

Таким образом, система человеческих отношений, отнюдь не отрицая значимое, ни рациональной организации труда, трудовой дисциплины и гибкой системы материального стимулирования, к чему сводится фордизм-тейлоризм, в то же время делает ставку также на моральные и творческие стимулы. При этом мобилизация последних строится на учете психологии человека и индивидуальном подходе к каждому наемному работнику.

Описывая систему человеческих отношений, которая пришла на смену так называемому фордизму-тейлоризму, один из последователей Е. Мейо, В.И. Терещенко перечисляет ряд качеств менеджера, способствующих созданию благоприятного психологического климата внутри фирмы и, следовательно, ее эффективному управлению:

быть всегда управляющим, а не погонщиком;

обладать уверенностью в себе, не переходящей в зазнайство;

быть позитивным критиком своих подчиненных, т. е. указывать способы исправления ошибок и просчетов;

уметь заинтересовывать и показывать, т. е. учитывать психологические особенности личности;

уметь ценить время своих подчиненных;

вежливо, доброжелательно относиться к своим подчиненным;

уметь говорить и молчать, т. е. коротко и четко выражать свои распоряжения и внимательно выслушивать мнение подчиненных;

обладать чувством юмора, умением посмеяться, оценить удачную шутку, иногда над самим собой;

интересоваться и изучать своих подчиненных, поскольку, хотя люди и разные, но все ценят доброжелательное внимание к своей личности, своей семье.

В.И. Терещенко выделяет 5 вопросов, правильные ответы на которые позволяют достаточно эффективно организовать управление делом.

1. Для чего делается конкретная работа? Ответ обеспечивает целесообразность деятельности на всех стадиях.

2. Почему данная работа выполняется именно здесь, в этом подразделении? Ответ способствует оптимизации структуры фирмы.

3. Почему то, что делается, выполняется в какой-то определенный период? Ответ позволяет правильно спланировать этапы деятельности фирмы, ее подразделений и работников.

4. Почему основную работу исполняет именно этот человек, а не другой? Ответ является предпосылкой для эффективного материального и морального стимулирования конкретных работников.

5. Почему это делается так, а не иначе? Ответ обеспечивает климат постоянного поиска в области технологических усовершенствований.

Наибольшая отдача от применения данных принципов и норм управленческих отношений достижима, с одной стороны, в условиях законодательно закрепленных широких полномочий трудовых коллективов, а с другой — при твердом единоначалии в деле претворения в жизнь совместно подготовленных и принятых решений и программ. Разумеется, в каждой фирме формы разрешения диалектического противоречия между самоуправлением коллектива и единоначалием менеджмента складываются достаточно специфично. Однако учет обеих этих сторон управленческих отношений в оптимальном их сочетании применительно к особенностям конкретной фирмы является обязательным для выработки адекватной стратегии ее рыночного поведения и осуществления выбранной стратегии.

§ 3. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМ
Часть третья МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИНСТИТУТЫ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Раздел IX ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И КОНЦЕПЦИИ АНТИЦИКЛИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Глава 24. ЦИКЛЫ КАІШТАЖСТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
§ 1. МАЛЫЕ ЦИКЛЫ, ИХ ФАЗЫ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА
1.1. Экскурс в историю кризисов
1.2. Фазы малых циклов
1.3. Материальная база циклов и причины кризисов
§ 2. БОЛЬШИЕ ЦИКЛЫ И ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
2.1. Циклы Н.Д. Кондратьева
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru