Экономическая теория - Бутук А.И. - Глава 27. ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

В гл. 5, где рассматривалось развитие и функционирование денег, мы отмечали, что спрос на деньги образуется из: спроса на них для сделок (или для товарного обращения и платежа) и спроса на них для сбережения (т. е. как на актив в непосредственно ликвидной форме). Мы уже в ней указали, что предложение декретных денег задается кредитно-денежной политикой государства в лице центрального банка каждой страны.

В гл. 18 мы охарактеризовали современную двухуровневую кредитно-денежную систему, верхний уровень которой представлен центральным банком страны, а нижний — коммерческими банками и специальными кредитными учреждениями. Нам предстоит выяснить, как банковская система влияет на масштабы денежного предложения и каким образом центральный банк реализует дискретную кредитно-денежную политику в процессе антициклического регулирования. Подчеркивая необходимость последнего и вообще значимость центрального банка, К. Макконнелл и С. Брю отмечают: "Американская история в муках доказала, что централизация и общественный контроль, нравятся они или нет, служат обязательными предпосылками эффективности банковской системы"*47. История постсоветских реформ и финансовый крах, начавшийся в августе 1998 г., доказали это.

*47: {Макконнелл К.Р., Брю СЛ. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. — Т. 1. — С. 275.}

§ 1. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА

Характеризуя двухуровневую кредитную систему (гл. 18), мы в общих чертах уяснили, почему и как во всех странах возникли центральные банки (ЦБ), а также рассмотрели исторические метаморфозы такой их исходной функции, как централизованная эмиссия банкнот. Помимо денежной эмиссии, ЦБ осуществляют и другие функции. Остановимся на важнейших из них, предварительно заметив, что, например, в США роль ЦБ выполняет Федеральная резервная система (ФРС). Она делит территорию США на 12 округов, где функции ЦБ осуществляются федеральными резервными банками (ФРБ) соответствующего округа. Каждый из ФРБ является квазиобщественным учреждением, поскольку, с одной стороны, является собственностью коммерческих банков (КБ) данного округа, купивших его акции, а с другой — управляется не этими собственниками, а советом управляющих ФРС, которые назначаются президентом США по согласию Конгресса на 14 лет с ротацией раз в два года одного из них. Управляющие определяют руководство и деятельность всех 12 ФРБ.

Какие же функции, помимо банковской эмиссии, они выполняют?

1. Хранение обязательных резервов КБ. Эта функция ЦБ детерминирована законодательством, которое требует, чтобы все КБ хранили в виде кассовой наличности и на текущих счетах в ЦБ определенную сумму привлеченных средств, по которым ЦБ не платит им процентов. Эти обязательные резервы являются нерабочими резервами КБ и определяются административно решением ЦБ. Они устанавливаются в виде нормы в процентах, общей сумме привлеченных средств КБ, или отдельно к бессрочным и срочным вкладам их клиентов (иногда, отдельно к привлеченным средствам в инвалюте).

Предположим, определенный КБ имеет в данный момент на счетах вклады своих клиентов в размере 100 млн дол., а норма обязательных резервов установлена ЦБ на уровне 10%. Значит, из 100 млн данный КБ должен зачислить на счет обязательных резервов в ЦБ или оставить в кассе в виде наличности 10 млн, не имея права ими пользоваться и получать по ним проценты. Если привлеченные средства КБ уменьшатся со 100 до 90 млн, то соответственно его норме обязательные резервы сократятся с 10 до 9 млн (10% от 90 млн.). Но коль скоро привлеченные средства данного КБ возросли до 120 млн, то при неизменной норме обязательных резервов он должен дополнительно пополнить их еще на 2 млн, чтобы их общая величина достигла 12 млн (10% от 120 млн).

Определенный процент обязательств по вкладам клиентов, которые КБ должны держать в ЦБ или в виде кассовой наличности, принято называть резервной нормой (резервное отношение), ибо, как видно из условного примера, данный процент является отношением между обязательными резервами и вкладами клиентов соответствующего КБ. По закону 1986 г., в США КБ, имеющие бессрочные и другие чековые вклады до 41,5 млн дол., должны иметь обязательные резервы по норме 3%. КБ, принявшие такие вклады сверх 41,5 млн дол., должны образовывать из них обязательные резервы по норме, которую ФРС вправе варьировать от 8 до 12%. Что касается нечековых сберегательных вкладов и срочных депозитов, то по ним ФРС может устанавливать резервную норму от 0 до 9%. При этом, по упомянутому закону, после необходимых консультаций с соответствующими комиссиями Конгресса ФРС может повысить резервные нормы за указанные пределы, но на срок только 180 дней. Таким образом, полномочия ФРС в определении резервных норм ограничены законодательно.

Величина, на которую фактические резервы КБ (в виде кассовой наличности и на счетах в ЦБ) превышают его обязательные резервы (по соответствующей норме), называется избыточным или рабочим резервом КБ. Они могут свободно использоваться КБ для своих операций.

Обязательные резервы КБ предназначаются:

а) для поддержания ликвидности активов КБ, т. е. для того, чтобы они оставляли определенную часть привлеченных средств незадействованной на случай изъятия своих вкладов их клиентами;

б) для возвращения вкладов клиентам ввиду того, что при их изъятии уменьшается и величина обязательных резервов, определяемая по установленной норме к депозитам, а также, разумеется, при банкротстве КБ они идут на погашение его задолженности;

в) через изменение норм резервов ЦБ может контролировать и регулировать масштабы кредитования в экономике (см. § 3).

Уместно заметить, что в США до 1980 г. членами ФРС по своему округу в обязательном порядке должны были быть только так называемые национальные КБ, которые получили лицензию на право заниматься банковским делом от федеральных властей. Они составляли около трети общего числа КБ США. Остальные две трети были банками штатов, получая лицензию на занятие банковским делом от властей своего штата. Они могли стать членами ФРС (по своему округу) по собственному желанию. Причем поскольку члены ФРС должны хранить в своем ФРБ обязательные резервы, не приносящие им процентов, то в 70-х годах наблюдалось сокращение членства КБ штатов в ФРС (к концу 70-х годов лишь 40% всех КБ США входили в ФРС). Чтобы исправить ситуацию и удержать контроль за банковской системой, в 1980 г. законом уравняли права всех КБ, обязав и банки штатов непременно вступать в ФРС по своему округу, а следовательно, перечислять на хранение в ФРБ обязательные резервы.

2. Кредитно-расчетное обслуживание КБ. ЦБ осуществляют кредитование коммерческих банков и выступают посредниками в расчетах между ними. Так как центральные банки обслуживают не торгово-промышленную клиентуру, а коммерческие банки, то их называют "банками банков". Кредитование коммерческих банков связано с эмиссией банкнот. Однако оно не сводится только к предоставлению кредитов в форме банкнот. Коммерческие банки берут ссуду банкнотами только тогда, когда необходимо пополнить кассовый резерв наличных денег. Если коммерческий банк берет ссуду для пополнения рабочего резерва на текущем счете в ЦБ в целях безналичных расчетов с другими коммерческими банками через центральный банк, то ссуда остается на этом счете и не превращается в банкноты. Для проведения расчетов через центральный банк коммерческие банки открывают в нем текущие счета, на которых хранят часть своих резервов. В США, по закону 1980 г., возможность пользоваться кредитно-расчетным обслуживанием ФРС получили не только все КБ, но и сберегательные учреждения. Осуществляя кредитно-расчетное обслуживание, ЦБ одновременно реализуют контроль за деятельностью кредитных учреждений и банковской системой в целом.

3. Кредитно-расчетное обслуживание государства. Оно включает производство операций по кассовому исполнению бюджета, операций, связанных с обслуживанием государственного долга, и кредитование государства. Центральный банк выступает кассиром правительства. Все бюджетные средства государства сосредотачиваются на текущем счете правительства в центральном банке. На этот счет ЦБ зачисляет поступления от налогов и займов и с него производит платежи по распоряжению правительственных органов. По поручению казначейства ЦБ выпускает облигации государственных займов и казначейские обязательства, производит выплату процентов по облигациям и выкуп облигаций и казначейских обязательств при наступлении сроков платежа по ним. Центральный банк выступает кредитором государства, поскольку государственные облигации и казначейские обязательства, которые не находят покупателей на фондовом рынке, он оставляет у себя и под них осуществляет кредитование государства.

Заметим, что только в таких криминализованных странах, как страны СНГ, средствами госбюджета пользуются так называемые уполномоченные КБ, получающие таким образом громадное преимущество по сравнению с неуполномоченными, поскольку первые тем самым приобретают дополнительную возможность значительно расширить свои операции за счет бюджетных средств, попадающих к ним и становящихся на известный период (пока не поступит распоряжение об их использовании по назначению) кредитными ресурсами. Неуполномоченные КБ могут их получить лишь путем привлечения средств вкладчиков. Приобрести статус уполномоченных КБ можно только за "особые заслуги" перед теми, кто его определяет, т. е. посредством коррупции.

4. Регулирование денежного обращения и кредита. Эта функция ЦБ является наиболее сложной и важной в макроэкономической политике и опирается на все остальные его функции. Мы ее лишь обозначим, а подробно методы кредитно-денежного регулирования, осуществляемого ЦБ, рассмотрим в § 3 данной главы. Кроме рассмотренных функций, ЦБ выполняет и другие. Он является хранителем золотых (если они не переданы казначейству) и валютных запасов страны, осуществляет операции по поддержанию валютного курса, через него государство проводит валютные ограничения.

Выполняя свойственные им функции, банки разных стран поддерживают связи между собой и с международными кредитно-финансовыми институтами — Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Банком международных расчетов, а также региональными банками.

§ 1. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
§ 2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И ДЕНЕЖНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР
§ 3. МЕТОДЫ И ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита
3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
Раздел XI РЕГУЛЯТОРЫ ГЛАВНЫХ ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ
Глава 28. РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ И БЕЗРАБОТИЦА
§1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
1.2. Институты организации рынка рабочей силы
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru