Экономическая теория - Бутук А.И. - 3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита

ЦБ каждой страны в соответствии с особенностями национального законодательства несет ответственность за нормальное функционирование ее денежной и кредитной систем. Его основной целью является обеспечение бесперебойного и устойчивого денежного обращения и кредитных отношений. Конкретнее, ЦБ должен, с одной стороны, противодействовать спаду и платежному кризису, а с другой стороны, препятствовать инфляции. Кредитно-денежная политика (КДП) играет важную роль в антициклическом регулировании. Оно сводится к изменению денежного предложения посредством воздействия на кредитные ресурсы, или избыточные резервы КБ. В нем ЦБ использует три основных и ряд вспомогательных рычагов.

3.1. Инструменты регулирования денежного обращения и кредита

В КДП различают два курса, противоположных по направленности:

1) политика дешевых денег, адекватная кризису перепроизводства, которая состоит в стремлении увеличить денежное предложение с целью расширения совокупного спроса и выхода из спада;

2) политика дорогих денег, заключающаяся в уменьшении денежного предложения в условиях инфляции спроса для ее обуздания.

При этом применяются одни и те же средства, но с прямо противоположной ориентацией. Среди них выделяются три основных.

1. Операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами (ГЦБ). Данный метод КДП базируется на том, что ЦБ выступает покупателем и продавцом ГЦБ. Он покупает их у правительства, но в развитых странах, в основном у КБ и населения на открытом рынке; там же ЦБ продает их КБ и населению.

Когда ЦБ прибегает к продажам, а когда к покупкам ГЦБ? И зачем он это делает? А. ЦБ покупает на открытом рынке размещенные ГЦБ тогда, когда в экономике наблюдается спад. Если ЦБ покупает их у КБ, то они передают ему часть своих портфелей этих бумаг, а ЦБ оплачивает их увеличением резервов КБ на сумму их курсовой стоимости. Тем самым он расширяет кредитные ресурсы коммерческих банков и возможности предоставления ссуд. Коль скоро ЦБ покупает ГЦБ не у КБ, а у физических и юридических лиц, то они передают соответствующий пакет данных бумаг и в уплату получают чек, который предоставляют в свой КБ на инкассо, а последний предъявляет его к оплате ЦБ. В результате резервы данного КБ возрастают на его счетах в ЦБ. В обоих случаях денежное предложение в экономике увеличивается. Разница состоит в том, что при покупке ГЦБ у населения возрастают не только резервы КБ, чьими клиентами являются соответствующие физические и юридические лица, но и вклады данных лиц в этих КБ, т. е. избыточные резервы последних расширяются в меньшей степени в силу того, что существуют резервные нормы, по которым они образуют свои обязательные резервы. Прирост денежного предложения адекватен избыточным резервам, помноженным на денежный мультипликатор.

Б. ЦБ продает на открытом рынке ГЦБ тогда, когда существует инфляция спроса или угроза ее раскручивания. Если ЦБ реализует их КБ, то в уплату курсовой стоимости проданных пакетов списывает с текущих счетов данных банков у себя соответствующие суммы резервов, уменьшая тем самым их кредитные ресурсы. Коль скоро ЦБ продает ГЦБ физическим и юридическим лицам, то они оплачивают их, выписывая чеки на свой КБ, которые учитываются в ЦБ, соответственно сокращая и кредитные ресурсы данных КБ, и вклады в них этих клиентов. В обоих случаях уменьшение резервов КБ снижает денежное предложение с учетом величины сокращения избыточных резервов, помноженных на денежный мультипликатор.

Как уже отмечалось, в Украине и в России в условиях беспрецедентного спада 90-х годов Национальный банк Украины и Центральный банк России осуществляли в громадных масштабах продажу ГЦБ (соответственно ОВГЗ и ГКО), что усугубило перепроизводство на фоне недопроизводства, т. е. искусственный платежный кризис, ибо реализация ГЦБ уменьшает кредитные ресурсы КБ, покупающих их и, следовательно, не имеющих возможности для предоставления ссуд предприятиям, лишенным оборотных средств. Действия эти оправдывали необходимостью борьбы с инфляцией, однако в странах СНГ с середины 90-х годов наблюдается не инфляция спроса (для которой такие меры, как продажа ГЦБ являются оправданными), а инфляция издержек, которая устраняется совсем иными средствами (о чем детально говорилось в гл. 6).

Финансовый кризис, углубившийся с августа 1998 г., привел к состоянию банкротства значительное число КБ, скупивших большие пакеты ГЦБ и оказавшихся неспособными осуществлять свои обязательства перед клиентами ввиду того, что государство отказалось погашать в ранее установленные сроки свои ценные бумаги.

2. Изменение норм обязательных резервов КБ. Этот метод двояко влияет на кредитные ресурсы:

во-первых, он изменяет избыточные резервы КБ, так как меняет долю обязательных резервов в их общей величине;

во-вторых, он модифицирует денежный мультипликатор, который, как было показано ранее, представляет собой обратную величину нормы обязательных резервов (1 /Р).

Вместе с тем ЦБ сравнительно редко используют данный метод, который обладает мощным потенциалом и применяется в крайних случаях в качестве административной меры, задействуемой лишь тогда, когда другие методы не дают ожидаемых результатов. Почему и в каких условиях ЦБ повышают или понижают норму обязательных резервов?

А. ЦБ прибегают к увеличению нормы обязательных резервов тогда, когда наблюдается значительная инфляция спроса и существует потребность уменьшить денежное предложение, чтобы ограничить совокупный спрос. Ведь ее увеличение расширяет обязательные резервы КБ, вследствие чего они либо теряют часть своих избыточных резервов, сокращая свои возможности кредитования, либо для пополнения обязательных резервов идут на ужесточение сроков своих ссуд и взимание выплат по ним, соответственно снижая денежную массу. Это может сбить волну инфляции спроса.

Б. ЦБ уменьшают норму обязательных резервов в условиях заметного экономического спада, чтобы расширить денежное предложение, а посредством этого — совокупный спрос в целях содействия выходу из состояния перепроизводства. Ведь понижение резервной нормы прямо переводит обязательные резервы в избыточные и, следовательно, увеличивает способность КБ предоставлять ссуды. Кроме того, денежное предложение возрастает в таком случае за счет роста денежного мультипликатора. То, что в середине 90-х годов норма обязательных резервов НБУ достигла 25%, свидетельствует о проведении ЦБ Украины рестриктивного курса, т. е. политики ограничения денежного предложения, причем в условиях глубочайшего спада. Такой курс лишь усилил перепроизводство и платежный кризис, лишая экономику минимально необходимой денежной массы. Оправдывалось это необходимостью борьбы с инфляцией. Однако в Украине, как уже говорилось в гл. 6, с середины 90-х годов наблюдается инфляция не спроса, а издержек.

3. Дисконтная политика. Данный метод связан с одной из традиционных функций ЦБ, состоящей в том, что последний для КБ выступает в качестве заимодавца в крайнем случае, т. е. предоставляет ссуды тем из КБ, которые имеют стабильное финансовое положение, но неожиданно столкнулись с потребностью срочного получения дополнительных средств. Когда КБ берет кредит, он переводит ФРБ выписанное на себя долговое обязательство, которое гарантируется дополнительным обеспечением (обычно ГЦБ, находящимися у КБ). Предоставляя ссуды, ФРБ увеличивает резервы КБ. И коль скоро под эти кредиты ФРБ не требуются обязательные резервы, то вся сумма займа представляет собой избыточные (рабочие) резервы КБ, т. е. его кредитные ресурсы, непосредственно пополняющие денежное предложение. При этом ЦБ взимает с КБ проценты по ставке, которую принято называть учетной, или ставкой рефинансирования. С точки зрения КБ, она представляет собой их издержки на приобретение резервов у ЦБ, который имеет полномочия изменять учетную ставку.

В каких случаях и для чего ЦБ изменяет ставку рефинансирования?

1. ЦБ понижает ставку тогда, когда наблюдается спад. Он действует так потому, что стремится удешевить свои ссуды КБ для облегчения им условий заимствования дополнительных избыточных резервов и соответственно увеличения денежного предложения, совокупного спроса, стимулирующего хозяйственную активность. Кроме того, удешевление ссуд ЦБ иногда вызывает снижение ставок процента по кредитам, выдаваемым КБ своим клиентам, что расширяет деловые операции за счет заемных средств.

2. ЦБ повышает учетную ставку тогда, когда наблюдается инфляция спроса или существует угроза ее раскручивания. ЦБ идет на это, рассчитывая, что удорожание его ссуд охладит стремление КБ прибегать к займам для расширения своих рабочих резервов. Если такая мера срабатывает, то происходит ограничение денежного предложения и совокупного спроса, в результате чего инфляционная волна может быть умерена.

С середины 90-х годов в странах СНГ (в частности, в Украине) установлены завышенные ставки рефинансирования, что свидетельствует о неадекватной КДП в отношении этого метода, ибо он применялся на фоне очевидного платежного кризиса, который сопровождался не инфляцией спроса, а инфляцией издержек. Причем завышенная учетная ставка вела к повышению процентных ставок по займам КБ их клиентам. Вследствие этого, во-первых, уменьшился кредит в условиях спада, что усугубило его, а во-вторых, поддерживалась инфляция издержек, одним из факторов которой выступают высокие процентные ставки, т. е. дороговизна заемных средств. Правда, НБУ в 1996—1997 гг. начал снижать учетную ставку, доведя ее к августу 1997 г. до 16%. Однако, в связи с финансовым кризисом на Дальнем Востоке и начавшейся утечкой капиталов из Украины с осени того же года, он вновь стал ее повышать, установив летом 1998 г. на уровне 82%.

Правда, уже после финансового краха августа — сентября с конца 1998 г. НБУ начал понижать ставку рефинансирования, хотя и не на столько, чтобы удешевить кредитные ресурсы и остановить падение производства: в декабре 1998 г. до 62%, в марте 2001 г. до 25%, в сентябре 2001 г. до 15%. Кстати, учетная ставка ФРС после начавшейся рецессии в США в 2001 г. и паники, возникшей в результате событий 11 сентября 2001 г., была снижена дважды за 4 недели на 0,5 процентных пункта с 3,5% до 2,5%, т. е. до самого низкого уровня за последние 40 лет. В Великобритании было сделано то же самое, вследствие чего дешевизна кредитов в фунтах упала до уровня 1964 г. Евробанк также снизил ставку рефинансирования; а в Японии ее к тому времени уже некуда было понижать. Таким образом, если в 2000 г. ФРС повышал учетную ставку, борясь с перегревом экономики после самого продолжительного подъема 90-х годов, то в 2001 г. начал снижать ее, дабы предотвратить возникшее в конце 2000 г. охлаждение конъюнктуры и не допустить его перехода в рецессию, которую резко обострил такой экзогенный для хозяйства фактор, каким оказалась атака на Всемирный торговый центр и Пентагон.

В такой ситуации в интересах выхода из состояния спада реализуется политика дешевых денег:

1) скупаются ГЦБ;

2) снижается норма обязательных резервов;

3) снижается учетная ставка.

В Украине же проводилась политика дорогих денег:

1) продавались ГЦБ (ОВГЗ) в огромных размерах;

2) завышалась норма обязательных резервов;

3) повышалась ставка рефинансирования.

Такая политика уместна только при инфляции спроса, которой в Украине с середины 90-х годов нет, о чем свидетельствует тотальный платежный кризис, который как раз и вызван во многом неадекватной обстоятельствам спада политикой дорогих денег.

Среди трех основных методов кредитно-денежной политики в экономике решающее значение отводят операциям с ГЦБ на открытом рынке. Их преимущество по сравнению с изменением нормы обязательных резервов состоит в большей гибкости, тем более, что резервные нормы меняются достаточно редко, а операции на открытом рынке проводятся постоянно. Изменению учетной ставки придают меньшее значение по сравнению с операциями на открытом рынке ввиду следующих причин:

а) размер резервов КБ, полученных путем займов в ЦБ, обычно в США невелик и составляет 2 — 3% их общих резервов;

б) стремление КБ получать ссуды, например в США, зачастую вызывается их желанием приобрести средства для покупки ГЦБ;

в) операции на открытом рынке определяются инициативой ЦБ, в то время как обращение КБ к ссудам в ЦБ инициируется КБ;

г) учетная ставка не влияет на поведение КБ, если их резервы достаточны для проводимых ими сделок;

д) часто изменение учетной ставки диктуется не непосредственными целями КДП, а стремлением ЦБ привести ее в соответствие с другими макроэкономическими показателями (например, влиянием на чистый экспорт и движение капитала). Тем не менее изменение учетной ставки имеет важное информационное значение, показывающее те цели КДП, которые преследует в данный момент ЦБ.

Три основных инструмента КДП периодически могут дополняться некоторыми менее важными способами селективного регулирования.

Во-первых, дабы сдержать размах спекуляций на фондовой бирже, которые могут провоцировать банкротство, ЦБ вправе устанавливать маржу (минимальную величину первоначального взноса), которую должен сделать покупатель котирующихся там ценных бумаг за счет незаемных средств. Поднимая маржу, ЦБ уменьшает возможности биржевых спекулянтов, а понижая ее — увеличивает их за счет заемных средств.

Во-вторых, в США Конгресс может наделить ФРС полномочиями накладывать определенные ограничения на потребительский кредит, например, путем установления требования к кредиторам вносить известные средства в ФРБ, соответствующие доли их ресурсов, направляемых на предоставление потребительского кредита. Вводя такие ограничения, ФРС сдерживает потребительский кредит и .базирующийся на нем спрос; снимая их, ФРС раскрепощает потребительский кредит и основанный на нем спрос.

В-третьих, в ряде стран ЦБ вправе определять прямые ограничения на прирост годовых размеров ссуд по каждому КБ. Когда существует угроза развертывания спроса на базе кредитной экспансии, тогда ЦБ может вводить лимиты по годовому объему ссуд.

В-четвертых, ЦБ может прибегнуть к увещеваниям (убеждениям, политическим заявлениям и общественным призывам), чтобы КБ не допускали либо излишнего расширения кредита в условиях инфляции спроса, либо, наоборот, его свертывания при спаде. Ведь КБ на фазе инфляционного бума могут в погоне за прибылью от активных операций подорвать свою ликвидность и усилить инфляцию; а на фазе перепроизводства, напротив, из боязни ухудшения ликвидности своих активов значительно сократить ссуды и усугубить депрессию.

В целом использование всех инструментов КДП требует творческого подхода на базе глубокого анализа конкретной рыночной конъюнктуры в каждый данный момент.

3.2. Трудности кредитно-денежного регулирования
Раздел XI РЕГУЛЯТОРЫ ГЛАВНЫХ ВНУТРЕННИХ РЫНКОВ
Глава 28. РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ И БЕЗРАБОТИЦА
§1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
1.2. Институты организации рынка рабочей силы
§ 2. ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1. Причины и формы безработицы
2.2. Динамика и издержки безработицы
2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru