Как и в дискретной фискальной политике, в антициклическом кредитно-денежном регулировании существует эффект вытеснения. Он характерен и для политики дешевых денег, и для политики дорогих денег. Рассмотрим его применительно к осуществлению обоих этих курсов.
Проводя в условиях спада политику дешевых денег, ЦБ покупает ГЦБ, понижает резервную норму и уменьшает учетную ставку (наряду с селективными методами), в результате чего денежное предложение расширяется и увеличивается спрос, поощряя экономическую активность благодаря снижению процентных ставок и облегчению инвестирования. Если следствием этой политики станет рост экономики, то результатом ее расширения окажется увеличение спроса на деньги, что приведет к повышению процентных ставок и соответствующему ограничению капиталовложений. Таким образом, итогом политики дешевых денег сначала может стать оживление экономики (что отвечает целям данного курса), а затем создание предпосылок (через возрастание процентных ставок) для сдерживания инвестиций и экономического оживления (что противоречит целям политики дешевых денег). Тем не менее, во-первых, данный курс способствует выходу экономики из спада, а во-вторых, эффект вытеснения наступает уже в результате экономического оживления. Поэтому в экономике его называют эффектом обратной связи (в отличие от эффекта вытеснения фискальной политики, который оперативнее).
Осуществляя в условиях инфляционного бума политику дорогих денег, ЦБ продает ГЦБ, повышает резервную норму и увеличивает учетную ставку (наряду с селективными методами), вследствие чего денежное предложение сокращается, сужается спрос и растут процентные ставки, сдерживая соответственно капиталовложения. Результатом может стать уменьшение или даже устранение инфляции спроса, что и является задачей данного курса. Однако коль скоро политика дорогих денег ограничивает экономическую активность и может привести к соответствующему уменьшению ВНП, то через известное время она вызовет адекватное снижение ВНП, падение спроса на деньги, в силу чего процентные ставки начнут вновь понижаться, создавая стимулы для инвестиций. Поэтому увеличивается я совокупный спрос, элементом которого выступают капиталовложения, а значит, опять могут восстановиться предпосылки инфляции спроса.
Таким образом, через некоторое время политика дорогих денег натолкнется на эффект обратной связи, что отнюдь не свидетельствует о ее безрезультатности. С одной стороны, хотя бы временно политика дорогих денег дает антиинфляционный эффект (причем в рамках антициклического регулирования любая политика мыслима только как временная), а с другой стороны, в пределах политики дорогих денег может произойти лишь незначительное уменьшение денежного предложения, которое ограничит инфляцию, но не приведет к экономическому спаду. Тут как раз важна мера и с точки зрения набора применяемых методов, и с позиций интенсивности и масштабности использования каждого из них. Впрочем, это относится ко всякому курсу, ибо он должен базироваться на здравом смысле и учете реальной обстановки в применении любых мер.
При реализации политики дешевых денег, как и стимулирующей фискальной политики, многое зависит (в плане их эффективности) от того, насколько незаняты ресурсы в экономике. Если существует заметная недогрузка мощностей, которые могут быстро ответить увеличением предложения продукции на возросший совокупный спрос, то они дают наибольшую отдачу, разумеется, при условии, что дополнительное денежное предложение пойдет не на прокручивание спекулятивных операций, а на кредитование отечественной экономики.
Кстати, в Украине и в России в 90-х годах денежное предложение почти не доходило до производителей. Что касается политики дорогих денег, то она в известной мере ограничивается так называемым эффектом храповика, т. е. негибкостью цен (в силу монополизма) и зарплаты к понижению (там, где профсоюзы реально отстаивают интересы трудящихся). Следовательно, этот курс может привести не столько к обузданию инфляции, сколько к падению производства. Поэтому политику дорогих денег, как и сдерживающую фискальную политику, необходимо сочетать с действенным антимонопольным регулированием.
В экономике отмечают следующие достоинства КДП по сравнению с фискальной политикой, поскольку она:
1) может значительно быстрее меняться, так как несопряжена с длительными обсуждениями в представительных органах власти;
2) менее подвержена воздействию популизма политических партий;
3) непосредственно не влияет на соотношение государственного и частного секторов.
В то же время, если политика дорогих денег фактически полностью зависит от ЦБ, т. е. от того, кто ее проводит, то политика дешевых денег определяется поведением КБ, которые могут не увеличивать ссуд и денежного предложения на базе возросших избыточных резервов. Население также может не повысить спрос на кредит даже при низких процентных ставках.
Изменение скорости обращения денег может снизить эффективность КДП, поскольку она, по мнению кейнсианцев, находится в обратной зависимости от денежного предложения. Следовательно, политика дешевых денег может нейтрализоваться замедлением денежного обращения, а политика дорогих денег — его ускорением.
КДП в значительной мере зависит от спроса на инвестиционные товары, который в свою очередь определяется не только процентной ставкой, но и наличием незагруженных мощностей, ожидаемой прибылью, ценами на ресурсы, т. е. обстоятельствами, лежащими за пределами прямого воздействия методов кредитно-денежного регулирования.
Одной из центральных практических проблем КДП выступает дилемма ее целей, т. е. вопрос о том, что ЦБ должен непосредственно стабилизировать: процентную ставку или денежное предложение. Дело в том, что нельзя стабилизировать то и другое одновременно.
С одной стороны, когда ЦБ стабилизирует процентную ставку, тогда нужно увеличивать денежное предложение, чтобы не допускать повышения ставки и, наоборот, уменьшать его, дабы предотвратить ее понижение. Другими словами, нужно манипулировать размером денежного предложения в интересах стабилизации процентной ставки, зависящей от соотношения спроса и предложения по поводу денег.
С другой стороны, если ЦБ стремится стабилизировать денежное предложение, то он должен маневрировать процентной ставкой, повышая ее в период инфляции, и, напротив, понижая ее на фазе спада.
На протяжении длительного периода после Второй мировой войны ФРС США делает упор на стабилизацию процентных ставок. Но с конца 60-х годов такая КДП подвергалась критике со следующих позиций:
стабилизация процентных ставок содействует инфляции, ибо при росте цен увеличивается номинальный ВНП, вызывающий повышение спроса на деньги и возрастание процентных ставок;
когда ФРС, дабы остановить рост процентных ставок, начинает через КДП увеличивать денежное предложение, тогда расширение последнего подхлестывает инфляцию спроса и все начинается сначала.
В 1979 г. ФРС объявила, что отныне целью ее политики будет контроль за денежным предложением, допускающий колебания процентных ставок в гораздо более широких рамках, чем ранее. Однако с 1982 г. ФРС заняла более прагматичную позицию, согласно которой определенное внимание уделяется как процентным ставкам, так и денежному предложению; но явное предпочтение не отдается ни одной из целей. Такой подход является гибким и умеренным.
Что касается КДП в Украине и в России, то она не отличалась в 90-х годах ни тем, ни другим. Вследствие этого во многом углубился спад в этот период, породивший массовую безработицу. Это произошло не только оттого, что проводимая НБУ и ЦБР политика дорогих денег усиливает вместе со сдерживающей фискальной политикой платежный кризис, но также от того, что она ограничивает экспорт и стимулирует импорт, способствуя захвату национального рынка поставщиками из дальнего зарубежья. Дело в том, что если политика дешевых денег ведет к снижению курса национальной валюты и через удешевление вывоза и удорожание ввоза поощряет рост чистого экспорта, то политика дорогих денег, напротив, поддерживая завышенный курс национальной валюты, обусловливает товарную экспансию на отечественном рынке зарубежных поставщиков. А эта экспансия подрывает национальное производство и лишает рабочих мест экономически активное население.
В большинстве стран СНГ денежная масса значительно меньше необходимой. Так, в 2001 г. в Украине при объеме ВВП примерно 175 млрд. и размере основных фондов 800 млрд. денежная масса составляла около 32 млрд. грн., т. е. менее 20% ВВП, в то время как в развитых странах она не опускается ниже 60%, тем более в периоды спадов.
ТЕСТЫ К ГЛАВЕ 27
1. Как определяются размеры обязательных резервов коммерческих банков:
а) в абсолютных величинах;
б) в процентах к их собственному капиталу;
в) в процентах к привлеченным средствам КБ?
2. Как влияют на величину обязательных резервов КБ вклады клиентов:
а) прямо;
б) обратно?
3. Где находятся обязательные резервы КБ:
а) в их кассах и в ЦБ;
б) только на счетах в ЦБ?
4. Получают ли КБ по хранящимся в ЦБ резервам проценты:
а) получают;
б) нет?
5. Кредитно-расчетное обслуживание каких субъектов осуществляют ЦБ:
а) промышленно-торговой клиентуры;
б) кредитных учреждений и государства?
6. Как КБ делали деньги до централизации банкнотной эмиссии:
а) выпускали банкноты в соответствии со своими золотыми резервами;
б) давали ссуды банкнотами сверх этих резервов?
7. Чем ограничивается возможность осуществления КБ своих активных операций: а) размером пассивов КБ;
б) величиной привлеченных средств КБ;
в) избыточными резервами КБ?
8. В каком отношении к норме обязательных резервов находится денежный мультипликатор:
а) в прямом;
б) в обратном?
9. Как новые избыточные резервы влияют на создание денег банковской системой:
а) прямо;
б) обратно?
10. Как денежный мультипликатор влияет на создание денег банковской системой:
а) прямо;
б) обратно?
11. Какую КДП проводят на фазе спада:
а) политику дорогих денег;
б) политику дешевых денет?'
12. Какую КДП проводят при инфляции спроса:
а) политику дорогих денег;
б) политику дешевых денег?
13. Что делает ЦБ с ГЦБ на фазе спада:
а) покупает их;
б) продает?
14. Что делает ЦБ с ГЦБ при инфляции спроса:
а) покупает их;
б) продает?
15. Что делает ЦБ с резервной нормой на фазе спада:
а) повышает ее;
б) понижает?
16. Что делает ЦБ с резервной нормой при инфляции спроса:
а) повышает ее;
б) понижает?
17. Что делает ЦБ с учетной ставкой на фазе спада:
а) повышает ее;
б) понижает?
18. Что делает ЦБ с учетной ставкой при инфляции спроса:
а) повышает ее;
б) понижает ее?
19. Какому методу КДП в экономике придают наибольшее значение:
а) изменению резервных норм;
б) дисконтной политике;
в) операциям на открытом рынке с ГЦБ?
Глава 28. РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ И БЕЗРАБОТИЦА
§1. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА
1.1. Неинституциональные факторы рынка рабочей силы
1.2. Институты организации рынка рабочей силы
§ 2. ПРОБЛЕМА БЕЗРАБОТИЦЫ
2.1. Причины и формы безработицы
2.2. Динамика и издержки безработицы
2.3. Пути улучшения занятости и защиты безработных
2.4. Взаимосвязь безработицы и инфляции