Экономическая теория - Бутук А.И. - 4.2. Группа Всемирного банка

Всемирный банк (ВБ) — многосторонняя кредитная организация, состоящая из 5 тесно связанных между собой учреждений, входящих в систему ООН, общей декларируемой целью которых выступает финансовая помощь развивающимся странам. Во Всемирный банк входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. для предоставления кредитов отсталым государствам.

2. Международная финансовая корпорация (МФК), учрежденная в 1956 г. для содействия экономическому прогрессу развивающихся стран путем поддержки частного сектора в них.

3. Международная ассоциация развития (MAP), основанная в 1960 г. для выдачи кредитов на особо льготных условиях беднейшим странам.

4. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г. для расширения межстрановых инвестиций посредством предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

5. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), образованное в 1988 г. для поощрения иностранных инвестиций в хозяйство отсталых государств через предоставление гарантий инвесторам от потерь, вызванных некоммерческими рисками. На долю группы Всемирного банка приходится не менее половины всех средств, выделяемых межправительственными организациями на помощь развивающимся странам.

МБРР основан в результате подписания 28 государствами Бреттон-Вудсских соглашений (июль 1944 г.). Он определил свои отношения с ООН путем заключения в 1947 г. с ГА ООН соглашения, в соответствие с которым МБРР является независимой международной организацией, имеющей свое представительство в ГА, ЭКОСОС, в региональных экономических комиссиях ООН и ПРООН. Он считается специализированной организацией ООН, хотя последняя отказалась выдавать МБРР рекомендации по его кредитной политике. Устав МБРР неоднократно менялся. Его членами могут быть только члены МВФ, число которых за 1984—1997 гг. возросло со 148 до 180 государств. Главная цель МБРР состоит в содействии капиталовложениям в развивающиеся страны для ускорения их развития, в том числе через предоставление займов и гарантий. Обычно кредиты МБРР выдаются при соблюдении странами-заемщиками ряда условий; означающих вмешательство в их внутреннюю социально-экономическую политику: обеспечение благоприятного климата для ТНК; девальвация национальных валют; либерализация контроля над экспортом; ликвидация субсидий потребителям; освобождение иностранных инвесторов от налогов (вывоз прибыли); предоставление гарантий от национализации иностранного капитала и др.

Высшим органом МБРР является Совет управляющих, к полномочиям которого относятся: прием новых членов, определение его политики, принятие решений о размерах его уставного капитала, распределение чистого дохода. Исполнительным органом МБРР выступает его Директорат из 24 директоров-распорядителей, из которых 5 назначаются странами-членами с наибольшей долей в уставном капитале, а 19 избираются Советом управляющих. Директорат выбирает Президента, который ведет оперативное руководство деятельностью МБРР и отвечает за штат служащих.

Уставный фонд МБРР, образовавшийся путем подписки стран-членов, первоначально не превышал 10 млрд. дол. и увеличивался в 1959, 1980 и 1988 гг., составив в 1997 г. 182 млрд. дол., из которых 11 млрд. — оплаченный капитал, а 171 млрд. дол. — часть подписки, какая может быть востребована лишь в случае отсутствия у МБРР ресурсов для срочного погашения его обязательств. Последняя часть служит гарантийным фондом займов МБРР на мировом рынке, общая сумма которых достигла в 1997 г. 10 млрд. дол., являясь источником его кредитных операций наряду с его нераспределенной прибылью и средствами, возвращаемыми получателями его ссуд. МБРР предоставляет средне- и долгосрочные кредиты правительствам государств-участниц и частному капиталу под гарантии соответствующих правительств, осуществляя контроль за их использованием при обязательном исполнении странами-заемщиками его рекомендаций и предоставлении требуемой им информации.

Приоритетом МБРР является развитие частного сектора и защита иностранного капитала в государствах-ссудополучателях. Его займы обычно не превышают 30% стоимости кредитуемых проектов, относящихся к развитию преимущественно инфраструктуры (энергетика, транспорт, связь) при их тщательном отборе. После развала СССР в ходе постсоциалистических реформ МБРР стал выделять займы не под конкретные проекты, а на так называемую структурную адаптацию в соответствии с переходом заемщика к рыночной экономике, Россия, как и другие страны СНГ, вступила в МБРР и МВФ в 1992 г. Ее квота в обеих этих организациях составляет 3% их капитала. Квота РФ в общей сумме 333,2 млн дол. была внесена в конвертируемой валюте в размере 33,3 млн, а в национальной валюте — 299,9 млн дол. В 1998 г. Россия получила от МБРР кредит в размере 1,7 млрд. дол., из которых 0,9 млрд. были ранее согласованы, а 0,8 млрд. — дополнительное финансирование; на 1999 г. — соответственно 4,3 млрд., 1,1 и 3,2 млрд. дол.

Участие в МБРР означает вхождение в MAP, взнос в которую со стороны РФ определен в 136,6 млн дол., сделать его она должна в течении 10 лет. MAP — формально независимая организация со своим штатом и финансовой базой, но фактически является филиалом МБРР: Президент второго — это одновременно Президент первой. Однако если МБРР предоставляет свои займы на более длительные сроки и по меньшей ставке процента, чем коммерческие банки, то MAP выдает беспроцентные кредиты за счет стран-доноров. В MAP входило в 1986 г. 134, а в 1997 г. 159 государств-членов, разбитых на две категории: 1) 26 более развитых стран, 2) 133 менее развитые страны. Займы MAP получают беднейшие страны, когда, во-первых, имеют душевой годовой доход менее 1305 дол., во-вторых, обладают достаточной стабильностью, чтобы оправдать долгосрочные кредиты, в-третьих, испытывают серьезные трудности с платежным балансом, в-четвертых, нацеливают свою политику на экономическое развитие. Ее ссуды обычно даются на 50 лет с началом их погашения через 10 лет, возможностью возвращения по 1% долга за каждый год из последующих 10 лет и по 3% за оставшиеся 30 лет. Но они предоставляются для оплаты импорта товаров и услуг, хотя и без увязки их закупок в конкретных странах. Должностные лица МБРР совмещают свои обязанности в MAP. Источниками финансирования последней выступают: отчисления из прибыли МБРР, взносы подписчиков ее капитала, добровольные вклады более богатых членов MAP.

МФК также представляет собой филиал МБРР, имея собственные устав, штаты и финансы. Ее членами были в 1986 г. 126, а в 1997 г. 171 страна. Общая сумма инвестированного МФК капитала в частный сектор 102 государств оценивалась в 1997 г. в 84,3 млрд дол. Ее займы выдаются непосредственно предпринимателям без обязательных гарантий на 7 —12 лет и погашаются в той же валюте. В рамках МФК создан Фонд технической помощи, за счет которого оказывается содействие частным фирмам развивающихся государств. Высший орган МФК — Совет управляющих, состоящий из тех же лиц, что и Совет управляющих МБРР; то же касается Президентов и Исполнительных директоров этих двух структур. Финансовые ресурсы МФК образуются из: взносов государств-членов по их подписке на ее акции, отчислений от прибыли МФК (по процентам, дивидендам, доходам от продажи акций, платы за услуги, участия в прибылях) и операций с ценными бумагами, заемных средств и дотаций МБРР. В России МФК участвовала в реализации ряда отраслевых и региональных проектов.

МАИГ тоже является филиалом МБРР и специализированной организацией системы ООН. В ней насчитывается 134 страны-участницы. Она гарантирует иностранные инвестиции в производственную сферу главным образом развивающихся стран, страхует и перестраховывает некоммерческие риски (связанные с неконвертируемостью местных валют, возможностью экспроприации собственности, войной, гражданскими беспорядками и нарушением контрактов резидентами), содействует разработке проектов, оказывает техническую помощь и осуществляет информирование. В рамках МАИГ создана служба инвестиционного маркетинга, помогающая государствам-членам посредством предоставления услуг их иностранным инвесторам. Высшим органом МАИГ выступает Совет управляющих; а ее оперативную работу ведет Директорат во главе с Президентом, которым по совместительству является Президент МБРР. Финансовую базу МАИГ образует его основной капитал, состоящий из взносов государств-участников.

4.3. Региональные банки, фонды и организации
4.4. Становление Европейского валютного союза (ЕВС)
Послесловие: глобальные проблемы
ВСТУП
ТЕМА 1. ПОНЯТТЯ ТА ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА АДМІНІСТРАТИВНОГО ПРАВА
1. Історія розвитку адміністративного права в україні
2. Поняття адміністративного права
3. Предмет адміністративного права
4. Метод адміністративного права (адміністративно-правовий метод)
5. Система адміністративного права
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru