Приватне життя і поліція - Римаренко Ю. І. - 12.9. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Швеція)

Согласно п. 6 гл. 2 Конституции Швеции все шведские граждане защищены от следующих действий публичной власти: насильственного физического воздействия, личного досмотра, досмотра домовладений и квартир и прочих подобных вмешательств, а также от перехвата разговоров и надзора за телефонными разговорами и любыми другими конфиденциальными сообщениями. Соответственно полиции и другим властям, расследующим преступление, также запрещено проникать в какое-либо закрытое место с целью разместить или изъять оборудование, необходимое для надзора, например, "жучков" или скрытую камеру. Согласно п. 12 гл. 2 эта конституционная защита может быть ограничена законом, при этом подчеркивается, что такое ограничение может вводиться лишь постольку, поскольку оно необходимо в демократическом обществе. Конкретно это означает, что такое ограничение никогда не может быть более продолжительным, чем необходимо для дости-жения цели, ради которой применен принудительный метод, и, что самое важное, не может быть настолько строгим, чтобы это угрожало свободе дискурса как фундаменту существующей демократии. Прямо говорится, что никакие законы, позволяющие применение принудительных мер, не могут навязываться из одних только политических, религиозных, культурных и других подобных мотивов.

Нормами шведского законодательства, которые разрешают перехват разговоров и надзор за телефонами, являются глава 27, п. 18-25 Судебного процессуального кодекса ((1942), далее - СПК), и Закон 1952:98, где содержатся некоторые правила относительно принудительных мер. Последний первоначально предполагался как временный акт, сроком действия в один год, однако его действие каждый год продлевалось, и он действует до нынешнего времени. Пользуется этим законом преимущественно - если не исключительно - полиция безопасности.

В Швеции делается различие между телефонным прослушиванием и телефонным надзором. Тайное прослушивание телефонов регулируется п. 18 гл. 27 СПК. Оно определяется как тайный перехват или/и запись с помощью каких-либо технических средств разговора между двумя или более лицами, ведущими беседу по телефону. Тайный телефонный надзор определяется как воспрепятствование использованию телефона или тайное получение сведений, сколько сообщений, когда и какого содержания были переданы с одного и более телефонного номера или принято на этот номер (эти номера).

Санкционировать тайное прослушивание (тайный телефонный надзор) может только суд, и только прокурор может подать просьбу о выдаче санкции (гл. 27 п. 21 СПК, первый абзац). Согласно СПК прокурор не имеет права давать предварительный ордер. Соответствующее решение имеет четко обозначенный срок действия и должно разрешать прослушивание или надзор, продолжительностью более одного месяца единовременно (тот же пункт, абзац второй). Мотивировкой этого правила является то, что редко бывают причины подтверждать принятое решение чаще одного раза в месяц, и если установить более короткие сроки, то принятие таких решений будет проводиться рутинным образом, без подробного рассмотрения (Приложение 1988/89:124, с. 54 и далее; Приложение 1995/96:85, с. 33). Теоретически такое решение может быть обжаловано, однако, на практике воспользоваться этой возможностью может только прокурор, поскольку у поднадзорного лица нет общественного защитника. Даже после того, как надзор закончится, поднадзорное лицо не имеет права узнать, что оно подвергалось телефонному прослушиванию или телефонному надзору.

В судебном разрешении должен быть точно указан один или более телефонный номер (либо адрес). Решение о прослушивании должны касаться только телефона, с которого подозреваемый может делать звонки, но не телефонов людей, которым он может звонить.

Прослушивание телефона, предпринятое на основании СПК, может использоваться только в превентивной деятельности по предотвращению преступлений (или попытки совершить их, их подготовки или сообщничества), наказание за которые превышает два года тюрьмы. Вместе с тем, тайный телефонный надзор применим, если наказание превышает шесть месяцев тюрьмы. В обоих случаях заявки на санкцию удовлетворяется, только если есть весомые основания для подозрения в совершении или подготовке преступления, и при этом соблюдается принцип пропорциональности. Это значит, что тайное прослушивание телефона или телефонный надзор применяется только тогда, когда искомый результат не может быть достигнут иными разумными способами.

Телефонные компании обязаны исполнять решение о прослушивании или телефонном надзоре, а также обязаны создавать свои технические системы таким образом, который позволял бы использовать эти виды принудительных мер (п. 14а, Те1е1о,ёеп 1993:597). Служащие таких компаний обязаны соблюдать секретность (п. 25, Teeagen 1993:597).

Закон 1952:98, специально регулирующий принудительные меры возник в результате судебного дела о шпионаже. Поэтому он используется исключительно - полицией безопасности. Этот Закон предоставляет широкие полномочия в области тайного надзора и других принудительных мер. Согласно Закону (п. 5, абзац второй), прокурор может брать предварительное разрешение на использование любых дозволенных принудительных мер, если ожидание судебного решения может замедлить расследование или причинить ему иной ущерб. В таком случае о решении в письменном виде немедленно сообщается суду, который затем рассматривает вопрос (п. 6).

Закон 1952 г. позволяет использование принудительных мер, включая не только использование технических устройств (кроме подслушивающих), но также перлюстрацию почтовых отправлений, задержание и др. Причем выполнение вышеизложенного требования не обязательно, чтобы имелось подозрение в совершении преступления, караемого определенным сроком тюрьмы. В качестве примера можно упомянуть, что задержание для проведения следствия может длиться до четырех недель, в то время как СПК для этой цели позволяет задержание не более чем на одну неделю. Закон 1952 г. оговаривает, к каким преступлениям он применим. В первую очередь это преступления, представляющие общественную опасность: поджог, диверсия, угон, а также преступления против королевской семьи и, разумеется, преступления против государства и против безопасности Королевства. Недостаточно, чтобы данное преступление упоминалось в этом перечне: требуется также, чтобы подозреваемое преступление ¡11 сави имело значение для защиты нации, общественной безопасности, охраны правопорядка, общественного управления или же было направлено против королевской семьи. В последнем случае Закон 1952 г. также упоминает убийство, нападение, шантаж и другие преступления, которые влекут за собой лишение свободы. Использование принудительных мер на основании Закона 1951:98 не оглашается ни перед общественностью, ни даже перед парламентом.

Надзор за законностью при проведении тайного прослушивания и тайного телефонного надзора осуществляют Канцлер юстиции и парламентский ом-будсмен. Они имеют право расследовать решения, санкционирующие такие меры, и внести протест в случае сомнений относительно выдачи санкции. Однако и тот, и другой институт надзора следят лишь за соблюдением установленной процедуры и не рассматривают проблемы доказательств необходимости применения прослушивания либо тайного надзора как такового.

Следует отметить, что прослушивание с помощью "жучков" не решено, поскольку нет закона, позволяющего их использовать. Согласно п. 9 а гл. 4 Уголовного кодекса 1962 г. использование таких прослушивающих устройств преступно. Это касается не только общественности, но и полиции, включая сюда разведку и полицию безопасности. Подготовка такого мероприятия, например, путем размещения где-либо таких устройств с целью перехвата, также является преступлением (там же, пункт 9 в).

Вот некоторые цифры, характеризующие перехват телефонных разговоров на практике. Тайное прослушивание телефона, не считая случаев, когда оно использовалось на основании Закона 1952 г., было одобрено в 1996 г. применительно к 397 подозреваемым. Средняя продолжительность прослушивания составила около 47 дней, откуда видно, что срок прослушивания продлевали множество раз и не в одном случае. Впрочем, разброс продолжительности очень значителен: от 1 дня до 7 месяцев и 23 дней. По сообщениям полиции прослушивание сыграло роль в 49% предварительных расследований, но нет ни единого случая, когда бы оно привело к осуждению или хотя бы к возбуждению уголовного дела. До 1993 г. ни одна заявка на использование прослушивания не отклонялась, в 1994 г. отклонена одна, а в 1995 г. - отклонены четыре заявки.

В 1996 г. тайный телефонный надзор был разрешен в 99 случаях. В 70 из них было подозрение в преступлении, связанном с наркотиками. Средняя длительность надзора составила 44 дня, но при этом разброс был очень велик: от 10 дней до 10 месяцев. Только одна заявка была отклонена, но подавший ее обратился в апелляционный суд, который дал соответствующее разрешение.

Очевидно, что использование Закона 1952:98 выглядит сегодня анахронизмом. Кроме того, использование новых специальных средств для снятия информации требует изменения законодательства. В связи с этим была создана специальная комиссия, которая провела расследование дел о прослушивании и других принудительных методов в марте 1998 г. опубликовала свои предложения относительно будущего законодательства. Комиссия заявила, что есть необходимость разрешить электронное, а также расширила полномочия в использовании телефонного прослушивания и других принудительных методов. Вкратце соображения Комиссии такие:

1. Электронное прослушивание должно быть разрешено при превентивной деятельности по предотвращению преступлений, наказание за которые превышает четыре года заключения. Это будет означать, что, если парламент одобрит соответствующее предложение, то электронное прослушивание сможет применяться обычной полицией при расследовании наиболее тяжких преступлений (убийство, преступления, связанные с наркотиками, при отягчающих обстоятельствах, шантаж, похищение, разбой, поджог, преступления, влекущие за собой нанесения ущерба для общества и шпионаж). Для полиции безопасности электронное прослушивание также будет разрешено, если подозреваются иные преступления, перечисленные в Законе 1952-го года. Не останется таких мест, включая спальни, где нельзя было бы применять подслушивающее оборудование.

2. Прослушивание телефонов будет разрешено при превентивной деятельности по предотвращению преступлений, наказание за которые превышает один год заключения (сейчас - два года), также в применении к абоненту, которому подозреваемый может позвонить. То же самое относится и к будущему применению телефонного надзора, когда будет установлено, что подозреваемое преступление каралось всего лишь шестимесячным заключением.

3. Тайный видеонадзор будет разрешен в случае преступлений, наказание за которые составляет более одного (сейчас - два) года тюрьмы, а также будет разрешен применительно к тем местам, куда подозреваемый может прийти (сейчас - только применительно к его дому, квартире и т.п.).

4. Прокурор сможет брать предварительный ордер на использование любых принудительных мер, но это решение должно быть немедленно сообщено суду, который имеет право аннулировать решение прокурора.

5. Будет существовать специальный общественный адвокат, защищающий права подозреваемого. Обсуждалось, не следует ли Швеции, как это сделали большинство западных стран, ввести правило, что лицо, находившееся под надзором, после окончания подслушивания, телефонного прослушивания и т.д. оповещается об этих мерах. Однако сопротивление полицейских властей было настолько упорным, что Комиссия решила выждать некоторое время и лишь затем сделать такое предложение.

Подведем итоги. Основой правил телефонного прослушивания в Швеции является установка, что неприкосновенность личности приоритетна по отношению к раскрытию преступления. Процедура имеет основу в национальном законодательстве, она доступна и понятна. Меры, нарушающие неприкосновенность личности, могут, согласно законодательству, использоваться для предотвращения преступлений только в исключительных случаях. Решение о таких мерах должно всегда приниматься судом, и направлены они должны быть против тех, кого есть причины подозревать в намерении совершить преступление (или в попытке его совершить, или в соучастии). Список преступлений, при совершении которых может осуществляться прослушивание телефонов, четко описан, число преступлений в этом списке невелико. Данные о количестве перехватов публикуются. Казалось бы, Европейский суд по правам человека должен одобрить эту процедуру. Однако, положения о надзоре явно недостаточны. Кроме того, наличие в законодательстве Закона 1952:98 совершенно неприемлемо, практика его применения противоречит почти всем стандартам Суда.

12.10. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Польща)
12.11. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Угорщина)
12.12. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Російська Федерація)
12.13. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Румунія)
12.14. Огляд законодавства Європейських країн про прослуховування телефонних розмов (Україна)
12.15. Чи допомагає таємний нагляд у боротьбі зі злочинністю
12.16. Контроль за інформацією в електронних засобах інформації (Російська Федерація)
12.17. Контроль за інформацією в електронних засобах інформації (Україна)
12.18. Міжконтинентальний проект: система "ECHELON" і культура електронного прослуховування
12.19. CALEA - закон про сприяння правоохоронним органам в галузі комунікацій (США)
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru