В Румынии конфиденциальность корреспонденции защищена Конституцией, ст. 28 которой гласит: "Тайна писем, телеграмм и других почтовых отправлений, равно как телефонных разговоров и других законных средств связи является неприкосновенной". Нормы, определяющие законное прослушивание телефонных разговоров, содержатся в румынском Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) и в законе о национальной безопасности от 1991 г.
В ст.З Закона о национальной безопасности перечислен обширный список преступлений, которые являются законным основанием для установления прослушивания телефонных разговоров. Это стандартный набор угроз национальной безопасности, таких как государственная измена, вооруженное восстание, политическое убийство, терроризм, кража оружия, боеприпасов, взрывчатых и радиоактивных веществ, токсических или бактериологических материалов и торговля ими. Кроме того, перечисляются такие не очень точно определенные преступления, как "уничтожение, повреждение или приведение в негодность структур, необходимых для нормального развития общественной экономической жизни или национальной безопасности", "разглашение государственных секретов или их небрежное хранение","нападки на коллектив", и участие в "тоталитарных или экстремистских действиях коммунистического, фашистского или подобного характера, равно как и в расистских, антисемитских, ревизионистских и сепаратистских выступлениях".
Согласно ст. 13, любое из вышеперечисленных преступлений может служить основанием для установления прослушивания телефонных разговоров по запросу "компетентных органов национальной безопасности". Запрос направляется прокурору, назначенному Генеральным прокурором. Запрос должен удовлетворять следуют требованиям:
o подаваться в письменной форме;
o содержать данные или доказательства о существовании определенной угрозы национальной безопасности,'
o содержать, если это известно, имя лица, чьи разговоры будут прослушиваться;
o содержать общее описание места, где будут производиться разрешенные действия;
o содержать сроки прослушивания (ст. 13).
Если прокурор удовлетворяет запрос, то его разрешение должно содержать вид сообщения и тип информации, которые разрешается перехватить. Закон устанавливает предельную длительность прослушивания - шесть месяцев. Ст. 14 гласит, что "в экстренных случаях, когда имеется явная угроза национальной безопасности", для ведения прослушивания телефонных разговоров можно обойтись без разрешения прокурора, но последнее должно быть получено в течение 48 часов.
Единственным положением, которое касается надзора, состоит в том, что гражданин, полагающий, что его корреспонденция неоправданно перехватывается, может "направить жалобу специально назначенному прокурору, который занимает более высокий пост по отношению к тому прокурору, который разрешил перехват".
Ясно, что румынский закон не соответствует стандартам, уставленным Европейским судом по правам человека. Хотя его нормы основаны на Законе, принятом румынским парламентом и, как таковые "имеют основу в национальном законодательстве" и являются "доступными", трудно надеяться, что они отвечают критерию "предсказуемости". Согласно ст. 3 румынского Закона предусматривается установление прослушивания телефонных разговоров при подозрении на "уничтожение, повреждение или приведение в негодность структур, необходимых для нормального развития общественной экономической жизни", или "небрежное хранение государственных секретов, или участие в "тоталитарных или экстремистских действиях коммунистического, фашистского или подобного характера, равно как и в расистских, антисемитских, ревизионистских и сепаратистских выступлениях". Ясно, что многие из этих преступлений полностью зависят от политической конъюнктуры и никоим образом не обеспечивают предсказуемость закона.
Что касается "качества" закона, то также маловероятно, что Европейский суд одобрит румынские нормы. Действительно, письменное разрешение должно включать описание предполагаемого преступления, содержать имя лица, к которому применяется прослушивание (если оно известно), и указывать длительность прослушивания. Закон устанавливает также предельную длительность прослушивания в шесть месяцев при любом виде перехвата. Хотя эти нормы удовлетворяют требованиям Суда, в румынском законодательстве не указано, как составлять итоговые отчеты, каковы правила передачи информации между службами, при каких обстоятельствах материалы должны уничтожаться. Отсутствие этих правил привело к тому, что Суд не признал французскую процедуру при рассмотрении дел Ювига и Крюслен а.
Наконец, самым большим недостатком румынского закона является отсутствие какого бы то ни было независимого надзора. Начиная с дела Класса, Суд постоянно повторял, что "при любой системе надзора должны существовать адекватные и эффективные гарантии против злоупотреблений" (Класс, 50). Рассматривая дело Класса, Суд ясно выразил свое мнение, что разрешать перехват должна судебная власть. В случае несоблюдения этого условия, Суд признал, что при некоторых обстоятельствах возможно, чтобы разрешение выдавалось другим органом, если он достаточно независим. Согласно румынскому закону, разрешение выдается прокурором, назначаемым Генеральным прокурором. Судьи не имеют к этому вообще никакого отношения. В румынском законе не предусмотрено создание независимого органа надзора. Ни при каких обстоятельствах Европейский суд не согласится с системой, в которой единственной гарантией против злоупотреблений есть право гражданина апеллировать к чиновнику, чтобы тот отменил решение нижестоящего чиновни на. Несомненно, румынский закон о национальной безопасности от 1991 г. был бы признан нарушающим ст. 8 Конвенции , если бы он рассматривался Европейским судом.
12.15. Чи допомагає таємний нагляд у боротьбі зі злочинністю
12.16. Контроль за інформацією в електронних засобах інформації (Російська Федерація)
12.17. Контроль за інформацією в електронних засобах інформації (Україна)
12.18. Міжконтинентальний проект: система "ECHELON" і культура електронного прослуховування
12.19. CALEA - закон про сприяння правоохоронним органам в галузі комунікацій (США)
12.20. Європейський Союз спецслужб. Проект ENFOPOL
12.20.1. ENFOPOL в 1998 году
12.20.2. Европа голосует за систему шпионажа
12.21. Британський парламент проти Європейської системи спостереження в Інтернеті