Несмотря на то, что право доступа к информации появилось еще в XVIII в., оно традиционно ассоциируется с Соединенными Штатами Америки. Однако, первыми странами, в которых граждане получили право на информацию, были Скандинавские страны: Швеция (где конституционный Закон о свободе прессы был принят Рикстагом в 1766 г.), а затем, на два века позже, Финляндия (Закон от 1951 г.). В1966 г. был принят Американский Закон о Свободе Информации, в котором были представлены новая интерпретация и новые законные формы защиты свободы информации. В 1970 г. аналогичные законы были приняты в Дании и Норвегии, в 1973 г. - в Австрии, в 1978 г. - во Франции и Нидерландах, в 1982 г. - в Австралии, Новой Зеландии и Канаде, в 1990 г. - в Италии, в 1992 г. - в Венгрии, в 1993 г. - в Португалии, в 1994 г. - в Бельгии, в 1997 г. - в Ирландии и Таиланде, в 1998 г. - в Корее и Израиле, а в 1999 г. - в Чешской Республике и Японии. В этих странах открытость стала законным принципом, а секретность - исключением. Характерно, что в конце 90-х в новых европейских демократических странах такие термины, как "право на информацию" или "открытость" отсутствовали в юридическом языке, в том числе и в судебных решениях. Там, где раньше не было ни одного подобного понятия, появились сразу несколько. Первые законные положения и судебные решения в области права на информацию напоминали первые частные автомашины на улицах Тираны в 1990 г. В то же время, эти термины уже давно и надежно укоренились в старых демократических странах. В предыдущее десятилетие на всем континенте право на информацию - довольно неопределенный до последнего времени термин - стало восприниматься как одна из основ независимости личности. Сильное влияние на этот процесс оказали следующие факторы:
1. Полная гарантия свободы слова в демократических странах. Установленные властями ограничения доступа к информации все более воспринимались обществом как неприемлемые.
2. Окончание холодной войны. Власти лишились множества поводов для сохранения большого количества секретных данных. Конечно, в демократических странах доступ к информации был несравненно шире, чем в коммунистических, что, среди прочего, и привело к заслуженному краху последних. Этот крах принес пользу и гражданам старых демократических стран. Были преодолены последние препятствия для доступа ко многим ранее секретным данным. Проверка доступности информации стала более эффективной: сегодня государство обязано доказать, что рассматриваемая информация имеет значение для безопасности государства. Лицо, желающее получить доступ к информации, не должно, как прежде, доказывать свое право на получение этой информации. 3. Компьютерная революция. Благодаря появлению миллионов компьютеров в государственных и частных учреждениях, в учебных заведениях всех уровней и в частных квартирах, благодаря стремительному расширению доступа в Интернет, через который можно получить любую информацию из любой части света, не контролируемую "полицией мыслей". Лицам, желающим получить информацию, никакое правительство, даже правительство Китайской Народной Республики, не может эффективно препятствовать. Даже если не возможно получить точную информацию о работе какого-либо учреждения, например, полиции, в своем городе, то это легко сделать с У/УРМ-сайта другого города. Зная, какую информацию о различных (в том числе негативных) аспектах деятельности полиции данной страны можно получить без особых трудностей, можно проверить, как информированы жители других государств. А обладая такими сведениями, совместными усилиями реально разрушить барьеры, преграждающие доступ к тому, что должно быть доступным.
"Открытость - относительное отсутствие препятствий в получении информации и возможности информировать других, то есть возможность искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять информацию. Это - возможность человека получать информацию не только касательно себя самого (если такая информация имеется у каких либо организаций и учреждений), но также и по социальным, политическим, государственным и региональным вопросам. Открытость означает относительно неограниченный доступ ко всем видам информации, документов, деятельности и мотивов. Это означает отсутствие запрета на обнародование информации, хотя отсутствие обязательного доступа не означает невозможности раскрытия информации (или доступа к ней). Это правило, которое устраняет барьер между потребностью в информации и реальным доступом к ней. Кроме того, открытость - средство уменьшения или увеличения беспокойства, вызванного недоступностью информации. Следовательно, она имеет огромное психологическое и социальное значение".
4. Данный отчет представляет собой сравнительное рассмотрение законодательных положений, относящихся к государственным секретам и свободе доступа к информации в странах Центральной и Восточной Европы. Представленный анализ основан на отчетах и избранных законах касательно свободы доступак информации, представленных национальными партнерами Проекта, представителями негосударственных организаций из девяти европейских стран: Албании, Беларуси, Венгрии, Молдовы, Польши, России,
Румынии, Словении, Украины и Эстонии. Хотя все они придерживаются одной и той же схемы, анализы ситуации в различных странах отличаются лишь мелкими деталями. В некоторых национальных отчетах отдельные вопросы пропущены в связи с отсутствием соответствующих законов. В этих случаях в данном отчете рассматриваются только существующие положения в остальных странах.
Албания
Беларусь
Венгрия
Литва
Латвия
Македония
Молдова
Польша
Россия