Польская Конституция, принятая 2 апреля 1997 г. перенасыщена торжественными словами о фундаментальных свободах. Польша имеет самый большой конституционный текст в Европе. Остановимся на доступе к информации. В первой главе о регулировании государственных институтов содержатся два интересующих нас положения. Первое из них (ст. 13) ограничивает эти свободы, оно предусматривает, что "запрещается существование политических партий и других организаций, программы которых базируются на тоталитарных методах и практике действий нацизма, фашизма и коммунизма, а также тех, программы или деятельность которых предполагают или допускают расовую и национальную ненависть, применение насильственных методов с целью захвата власти или оказания влияния на политику государства, либо предусматривают засекречивание структур и членства". Другое положение гарантирует свободу прессы и других средств общественной коммуникации (ст. 14).
Право каждого на доступ к касающимся его официальным документам и собранных данных гарантирует ст. 51.3, а "право требовать исправить, а также устранить неверную, неполную или собранную противозаконным способом информацию" - ст. 51.4. Довольно неопределенным представляется положение, согласно которому "принцип и порядок накопления, а также предоставления информации определяются законом" (ст. 51.5). Пока не приняты соответствующие парламентские акты и еще нет реальных правительственных законопроектов, несмотря на то, что одна из последних статей Конституции (ст. 236) обязывает Правительство подать на рассмотрение Сейма законопроекты, необходимые для выполнения Конституции.
Ст. 54 Конституции гарантирует каждому "свободу выражения своих взглядов, а также приобретения и распространения информации" (п. 1), цензура запрещена (п. 2). Право на приобретение информации о деятельности органов государственной власти, а также лиц, занимающих должности в органах государственной власти или управления непосредственно регулируется ст. 61 Конституции. Данное право "заключает в себе также получение информации о деятельности органов хозяйственного и профессионального самоуправления, а также других лиц и организационных единиц в тех пределах, в каких они выполняют задачи органов государственной власти и заведуют коммунальным имуществом или имуществом Государственной казны". Это право "заключает в себе доступ к документам, а также вход на заседания коллегиальных органов государственной власти, избираемых на всеобщих выборах, с предоставлением возможности записи звука или изображения" (ст. 61.2). Также "каждый имеет право получать информацию о состоянии и охране окружающей среды" (ст. 74.3). Несмотря на то, что есть парламентские акты, накладывающие ограничения на данное право, не существует закона, регулирующего процедуру для вышеуказанных положений об информации, хотя такой закон требует ст. 61.4 Конституции.
Помимо этого следует упомянуть об особом праве задержанного. Ст. 41.3 предусматривает, что задержанный "должен быть безотлагательно и понятным для него образом осведомлен о причинах задержания".
Любые ограничения на применение этих свобод "могут устанавливаться только законом и только тогда, когда они необходимы в демократическом государстве для его безопасности или общественного порядка, либо для охраны окружающей среды, общественного здоровья и морали, или же свобод и прав других лиц. Эти ограничения не могут нарушать существо свобод и прав" (ст. 31.3). Необходимо обратить внимание на то, что в этом положении используется понятие "демократическое государство", а не "демократическое общество", которое использовалось в Конвенции защиты прав человека и основных свобод.
Резюмируя вышесказанное, необходимо сказать, что Конституция Польши гарантирует в области доступа к информации следующее:
1) право лица на доступ к касающимся его официальным документам и собранным данным;
2) право распространять информацию;
3) право получать информацию о деятельности органов государственной власти, а также лиц, занимающих должности в органах государственной власти или управления;
4) право быть информированным о состоянии окружающей среды и ее защите;
5) право задержанного безотлагательно и понятным для него образом быть информированным о причинах задержания.
Институтом защиты свободы слова, права на информацию, а также общественных интересов в области телевидения и радиовещания является Общепольский совет по телевидению и радиовещанию (ст. 213.1). На практике это скорее фикция. Совет крайне политизирован и его члены защищают исключительно интересы своих политических спонсоров. Другим защитником прав и свобод, и единственно настоящим на сегодняшний день, является Специальный уполномоченный по правам человека (ст. 208).
Румыния
Словакия
Словения
Украина
Хорватия
Чешская Республика
Эстония
14.2. Свобода доступа до інформації та її обмеження в інтересах національної безпеки
14.3. Обов'язок державної влади оприлюднювати інформацію