Загальна психологія: Хрестоматія - Скрипченко О.В. - Средства общения обезьян как биологическая предпосылка возникновения речи

Средства общения обезьян как биологическая предпосылка возникновения речи

Результаты, полученные в наших экспериментах, позволяют сделать некоторые выводы в плане предыстории речи. Прежде всего обнаружилась неразрывная связь звуков обезьян с их эмоциональной основой. Если воспитывать у обезьян произвольное звукоиздаванне на базе их натуральных средств общения, то животное прежде всего направляет свои усилия на воспроизведение не звука, а соответствующих ему эмоционального состояния и движения. Звук появляется как последнее звено этого сложного комплекса. В наших экспериментах не удалось достичь отрыва врожденного звука от его эмоциональных и двигательных компонентов. Звукоиздаванне прекращалось, как только исчезала соответствующая эмоция.

В процессе воспроизведения звука в эксперименте особое внимание обращает на себя отчетливо выступающий момент усилия, самопринуждения животного. При усвоении нового звука это проявляется особенно демонстративно. Длительная бесплодность напряженных усилий вызывает невротическое состояние: кусание своих рук, верчение вокруг собственной оси, вырывание волос на голове и другие, еще более своеобразные формы проявления невроза.

Из звуков, издаваемых обезьянами, легче обрастают условными связями не эмоциональные, а "органические", вызванные некоторыми физиологическими процессами и их нарушениями: кряхтение (особенно легко), икота, громкий выдох. Они воспроизводятся животными в спокойном состоянии, без лишнего напряжения, значительно легче закрепляются.

Подражание новым звукам у обезьян отсутствует в условиях их обычной жизни... Звукоподражание человеческой речи по крайней мере для низших обезьян недоступно. Успехи, достигнутые отдельными авторами в опытах с шимпанзе, не превышают успехов, полученных дрессировщиками на собаках.

Условная двигательная сигнализация образуется у обезьян в десятки раз быстрее. У них легко возникают условные движения, весьма сложные по форме.

Новые (условные) формы движений как в естественных, так и в экспериментально созданных условиях образуются; 1) из рефлекторных движений; 2) из сложного направленного действия путем его сокращения, отмирания отдельных его элементов и превращения действия в его символ.

В отличие от человека у обезьян отсутствуют изобразительные движения, они обладают только выразительными движениями.

Обезьяна способна к бессознательной имитации некоторых форм поведения в актах, которые мы называем "психической мимикрией", т. е. в таких действиях, за которыми она пытается скрыть свои истинные устремления. В экспериментальных условиях можно воспитать движения, имитирующие действия из области животных форм труда (способы обработки корма) и сотрудничества (обыскивание). Но это еще не изобразительные движения, так как все они являются наследственно передаваемыми. Что касается новых движений, воспитываемых в процессе несложных манипуляций с простыми механизмами, то низшие обезьяны оказались неспособными к воспроизведению форм движения, т. е. к изобразительному жесту.

Как известно, речь человека несет две основные функции: коммуникативную и семантическую. Как показывают данные наблюдений, коммуникативная функция возникает задолго до функции семантической. Другими словами, две функции человеческой речи имеют различный исторический возраст.

На высшей стадии биосферы - в организованном сообществе приматов -коммуникативная функция значительно расширяется и в ней можно выделить несколько самостоятельных функций, связанных с биологическими потребностями животных. Хотя границы между средствами, при помощи которых осуществляются эти функции, не являются строго очерченными (другими словами, один и тот же прием может выполнять различные функции), тем не менее в стаде обезьян достаточно убедительно выделяются такие функции, как информация, регулирование стадного поведения индивида, функция отношения, т. е. дистантного или контактного выражения отношений между индивидами (исключая, конечно, такие непосредственные выражения отношений, как драки, но включая все способы их замещения звуками и жестами), и, наконец, функция маскировки истинных побуждений индивида.

Приведем краткое описание этих четырех функций средств общения, существующих у гамадрилов и, до известной степени, у некоторых других обезьян.

1. Информационная функция осуществляется различного рода средствами для сообщения о событиях, происходящих во вне (например, сигнализация об опасности), о событии в стаде (например, о том, что одна из обезьян взяла лакомый кусок за спиной вожака), о каком-нибудь благоприятном для всех моменте (например, о появлении солнца, корма, возвращении члена стада). Во всех этих случаях в информации не содержится обозначения источников или предметов, вызвавших сигнал (отсутствует семантическая сторона информации). Информационную функцию несут, во-первых, эмоциональная окраска сигнала и, во-вторых, его сила. То и другое отражает объективное содержание события, но ничего не говорит о его носителях: звук опасности будет одним и тем же на змею, черепаху, шорох в кустах; точно так же звук благополучия остается одним и тем же, относится ли он к появлению солнца, корма или к возвращению в стадо одного из его членов. Однородный звук вызывает однородные реакции стада: такой же звук или действие.

До некоторой степени к числу средств информации можно отнести и такие более примитивные формы общения, как приближение рта к носу партнера после того, как съедена какая-нибудь особенно лакомая пища, - движение, которое часто наблюдается у мартышек. У гамадрилов активной стороной выступает получатель информации, обнюхивающий рот партнера после его возвращения в объединение. Это движение в отличие от павловского рефлекса "что такое?" можно назвать рефлексом "что ты ел?" или "вот что я съел".

Функция регулирования поведения индивида осуществляется с помощью различных адресованных звуков и жестов, выражающих побуждение, принуждение, запрет, предостережение...

Третьей функцией стадной организации является выражение отношения одного индивида к другому вне поповых или пищевых потребностей. Разнообразие этих отношений колеблется между двумя крайними точками: агрессии, доходящей до нетерпимости, с одной стороны, и расположения, симпатии, ласки - с другой. Эту функцию несут все звуки и жесты, которые предваряют близкий контакт, взаимное обслуживание, систему звуков и жестов, выражающих внимание и ласку по отношению к детенышу грудного возраста, своему или чужому. В общем, с помощью этой категории сигналов осуществляется функция "личного общения", "личных отношений" одного индивида к другому.

Четвертую функцию несут средства общения, направленные на маскировку истинных устремлений индивида или на демонстрацию его значимости для сообщества. Возможно, что это две различные функции, но еще недостаточно отдифференциированные на уровне низших приматов. Действительно, можно заметить зачатки этих различий в функциональном назначении данной группы средств воздействия на окружающих. Одна из них - маскировка в собственном смысле слова - направлена на самосохранение индивида, как, например, похищение корма при демонстрации покоя. Другая, наоборот, направлена на вызывание внимания к себе, как, например, демонстрация своей детности в поведении самки с новорожденным, самки с усыновленными животными, а также, возможно, и некоторые случаи демонстрации нападения на "врага". Этими способами индивид добивается повышения в ранге во внутристадной иерархии <...>

В общем, мы приходим к выводу, что на стадии приматов до человека использовались почти все возможности коммуникативной функции общения, но нет никаких признаков наличия семантической функции, вместе с появлением которой можно говорить о зарождении речи.

Тих Н. А. Предыстория общества. (Сравнительно-психологические исследования). - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1970. - С. 230-233.

С. Л. Рубинштейн. Самосознание личности и ее жизненный путь
П. Р. Чамата. Зміст і основні форми прояву самосвідомості
Шляхи самопізнання особистості
Т. С. Яценко. Функціонально-структурні особливості цілісного феномену психіки (модель внутрішньої динаміки психіки)
Розділ II. Психічні процеси
Чуттєве пізнання. Відчуття і сприймання
Б. Г. Ананьев. Психология чувственного познания
Сенсорная организация человека
Материалы к психологической теории ощущения
Некоторые вопросы теории восприятия
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru