Загальна психологія: Хрестоматія - Скрипченко О.В. - I. Введение

I. Введение

Настоящая работа состоит из двух основных частей: в первой излагается общая теоретическая схема рассмотрения памяти у человека, во второй - представлены результаты ряда экспериментов, проведенных с целью проверки тех конкретных моделей, которые можно было построить на основе такой общей теории.

Согласно общетеоретической схеме, изложенной в разделах II и III, в системе памяти выделяются следующие два главных параметра. Сущность первого составляет различение, во-первых, постоянных, структурных характеристик системы и, во-вторых, процессов управления, программу которых индивид может без большого труда модифицировать по своему усмотрению либо полностью менять. Поскольку, как нам кажется, благодаря такому различению становятся понятными многочисленные результаты экспериментов, мы воспользуемся случаем рассказать о нем уже в самом начале. К постоянным характеристикам памяти, о которых мы будем говорить в дальнейшем как о структуре памяти, относятся как сама физическая система, так и внутренние процессы, остающиеся неизменными в различных ситуациях. Процессы управления, напротив, выбираются, организуются и используются по усмотрению индивида и могут сильно отличаться друг от друга при выполнении различных задач, даже если внешне эти задачи могут казаться очень похожими. Использование того или иного процесса управления в данной ситуации будет определяться такими факторами, как характер инструкции, значимость материала и прошлый опыт индивида...

Второму из выделяемых нами параметров соответствует разделение памяти на три структурных компонента: сенсорный регистр, кратковременное хранилище и долговременное хранилище. Поступающая сенсорная информация попадает прежде всего в сенсорный регистр, где она остается в течение очень короткого периода времени, а затем стирается и исчезает. Кратковременное хранилище -это оперативная память индивида; сюда поступает отобранная информация из сенсорного регистра, а также из долговременного хранилища. В кратковременном хранилище информация полностью стирается и исчезает примерно в течение 30 сек, однако благодаря процессу управления, называемому "повторение", индивид может удерживать в этом хранилище ограниченный объем информации как угодно долго. Долговременное хранилище является достаточно постоянным хранилищем информации, - информации, которая переносится сюда из кратковременного хранилища. Заметим, что "перенос" не означает, что информация забирается из одного хранилища и помещается в другое; мы употребляем этот термин для обозначения копирования в одном хранилище информации, отобранной в другом хранилище, без изъятия этой информации из места ее первоначального хранения...

II. Структурные характеристики системы памяти

В настоящем разделе работы будут описаны постоянные, структурные характеристики системы памяти. Основными структурными подразделениями являются три компонента; сенсорный регистр, кратковременное хранилище и долговременное хранилище.

Предъявление стимула сопровождается немедленной записью его по соответствующим сенсорным параметрам. Применительно к зрительной системе форма такой записи достаточно хорошо известна. Действительно, специфические особенности зрительной записи (в том числе распад за несколько сотен миллисекунд первоначально точного зрительного образа) позволяют нам с уверенностью рассматривать эту систему как самостоятельный компонент памяти. Очевидно, входная информация других сенсорных модальностей также подвергается некоторой первоначальной записи, неясно, однако, свойствен ли этим другим регистрам поддающийся оценке период распада информации либо какие-то иные характеристики, позволяющие считать их компонентами памяти.

Второй основной компонент нашей системы - это кратковременное хранилище. Это хранилище можно считать "оперативной памятью" индивида. Считается, что информация, поступающая в кратковременное хранилище, полностью стирается и исчезает; однако время, необходимое для исчезновения этой информации, здесь значительно больше по сравнению с временем в сенсорном регистре. Характер информации в кратковременном хранилище необязательно зависит от вида сенсорного входа. Например, слово, предъявленное визуально, может быть передано посредством перекодировки из зрительного сенсорного регистра в кратковременную слуховую память. Поскольку слуховая кратковременная система будет играть важную роль в последующем обсуждении, мы будем пользоваться сокращением С-В-Я вместо термина "слуховая вербально-языковая система". Такой тройной термин используется нами потому, что разделить эти три функции, как увидим, совсем не просто.

Трудно точно оценить скорость распада информации в кратковременном хранилище, так как это определяется в значительной мере процессами, находящимися под контролем индивида. В случае С-В-Я системы, например, индивид может привести в действие механизмы повторения, удерживающие информацию в КВХ, что сразу же усложняет проблему количественной оценки структурных характеристик процесса распада. Имеющиеся данные, однако, позволяют предположить, что информация, представленная в С-В-Я форме, стирается и утрачивается примерно за 15-30 сек. Сохранение информации других модальностей значительно менее понятно, и - по причинам, которые будут обсуждаться ниже, -трудно указать конкретные значения соответствующих скоростей ее стирания.

Последним из основных компонентов нашей системы является долговременное хранилище. От предыдущих оно отличается тем, что сохраняющая здесь информация не стирается и не исчезает так, как это происходит там. Вся информация, оказавшаяся в сенсорном регистре и в кратковременном хранилище, в конечном счете полностью утрачивается, тогда как в долговременном хранилище информация сохраняется практически вечно (хотя она и может быть модифицирована или временно оказаться недоступной под влиянием новой информации). Большинство описанных в литературе экспериментов по изучению долговременной памяти относится к хранению информации в С-В-Я форме; однако долговременная память, очевидно, существует и в отношении информации любой другой сенсорной модальности, как об этом свидетельствует способность к распознаванию стимулов, предъявляемых соответствующим органам чувств. В долговременном хранилище может содержаться даже информация, которую нельзя отнести ни к одной из сенсорных модальностей, примером чего является память о времени.

Движение потока информации между этими тремя системами находится в значительной степени под контролем индивида. Заметим, что под движением информации и переносом ее из одного хранилища в другое мы подразумеваем один и тот же процесс: копирование в одном хранилище информации, отобранной в другом хранилище. Такое копирование не предполагает удаления переносимой информации из места ее первоначального хранения. Информация сохраняется в том хранилище, откуда она переносится, и стирается там по законам, свойственным этому хранилищу. Рассмотрение движения потока информации в системе мы начинаем с ее самой первой инстанции - входа сенсорного регистра. Следующей ступенью является контролируемое индивидом сканирование информации в регистре; в результате этого сканирования и связанного с ним поиска в долговременном хранилище отобранная информация поступает в кратковременное хранилище. Мы полагаем, что перенос в долговременное хранилище происходит в течение всего того времени, пока информация находится в кратковременном хранилище, хотя количество и форма переносимой информации в значительной мере зависят от процессов управления. Возможен прямой перенос информации в долговременное хранилище из сенсорного регистра ... Наконец, имеет место перенос информации из долговременного хранилища в кратковременное, в большинстве случаев под контролем индивида; такой перенос сопровождает, например, решение задачи, проверку гипотезы и "мышление" в целом.

Такое краткое описание системы порождает больше вопросов, чем дает ответов. Так, ничего не было сказано, например, о причинах стирания информации в каждом из хранилищ памяти, а также о назначении ее переноса из одного хранилища в другое. Стремясь уточнить эти аспекты системы, мы переходим теперь к более детальному ее описанию, а также к обзору соответствующей литературы.

II. Структурные характеристики системы памяти
III. Процессы управления в памяти
Л. С. Выготский. Память и ее развитие в детском возрасте
Б. Ф. Ломов. Память и антиципация
А. Р. Лурия. Маленькая книжка о большой памяти
Исходные факты
Синестезии
Трудности
Эйдотехника
П. Линдсей, Д. Норман. Системы памяти
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru