Воображение выступает необходимой формой связи чувственного и рационального, мысленным постижением сущности объекта и его чувственной реконструкции. Чувственное и рациональное в познании находятся в неразрывном единстве. Отмечается движение познания от чувственного к рациональному, абстрактному мышлению. При этом чувственное познание рассматривается как первая, исходная ступень, а мышление - как высший уровень знания. Такое понимание соотношения чувственного и рационального в целом является правильным, если при этом не допускаются некоторые упрощения, когда чувственность предшествующая логическому знанию, берется в "чистом" виде. Необходимо иметь в виду, что ощущения, восприятия и представления у человека носят осмысленный характер благодаря языку, который является средством выражения содержания чувственных образов - ощущений, восприятий, а также представлений. Известный французский психолог А. Валлон отмечает, что, благодаря речи мир представлений мог организоваться и сконцентрироваться в стабильные, связанные и логичные системы. Именно ею обычно кончаются или начинаются наши впечатления или наши действия. Благодаря осмысленности чувственных восприятий и представлений субъект получает возможность соотносить единична предметы, данные в его чувственности, с общими понятиями, категориями. Единичное в данном случае воспринимается через призму общего.
Осмысленность чувственного образа, его опосредованность мышлением совсем не снимает проблемы перехода от чувственного к рациональному. Чувственное, хотя и осмысленно, тем не менее представляет собой ступень познания, отличную от логического знания. Осмысленность чувственного опыта - условие формирования новых знаний. Влияние логического знания на чувственность достаточно часто имеет своим результатом образование воображения, которое выступает как деятельность, созидающая понятия. На эту сторону необходимо обратить особое внимание. Мышление же является своеобразной программой определяющей течение процессов воображения. Воображение мы характеризуем как процесс преобразования образа в наглядном плане. Оно становится видом деятельности, которая формирует новые понятия, т. е. способствует переходу от чувственного к рациональному, и прежде всего от представления к Понятию. <....>
Воображение в процессе образования понятия сохраняет свою специфику, то есть созданные воображением продукты являются не чем иным, как переработкой отраженных реальных отношений: оно выступает в качестве дополнительного фактора в процессе образования понятий, адекватных объекту. <....>
Это означает, что в ходе практической деятельности субъект одинаково опирается как на данные чувственного опыта, так и на мышление, которые здесь теснейшим образом переплетаются. Практика опосредует переход как от чувственного к рациональному, так и от логического знания к чувственному опыту. Продукты воображения - наглядные образы - вербализируются, приобретая смысловое значение. <....>
Обобщенность, присущая воображению, дает возможность субъекту строить гипотезы, теории. Называя те или иные объекты, с которыми субъект взаимодействует, человек тем самым "одевает" чувственный опыт в своеобразный "каркас" логических понятий. Такой опыт выступает не просто как собрание не связанных друг с другом элементов качеств, свойств, а как внутренне согласованное единство. В ходе предметнси1рактической деятельности субъект имеет дело с объектами, отношениями, которые раньше в его чувственном опыте не присутствовали....<....>
Чувственный опыт должен стать коммуникабельным, то есть приобрести общественно значимый характер для того, чтобы он мог быть использован в деятельности многих людей и как фактор практики и как условие познания. Роль воображения в такого рода ситуациях, очевидно, можно оценить следующим образом. Воображение соотносит новый чувственный опыт с уже имеющимся у человека опытом. <....>
Воображение, соотнося новый и старый чувственный опыт, тем самым как бы извлекает из глубин памяти и соответствующие категории, понятия. Старый чувственный опыт субъекта осмыслен, связан с определенными понятиями. Поэтому естественно, что при сопоставлении его с новыми чувственными данными мы совершаем определенные попытки включить мышление в его переработку. <....>
Ценностная значимость воображения обнаруживается здесь в том, что оно как бы "вплетается" органически входит в познавательный процесс, заполняя его пробелы. Посредством догадки, а также перекомбинацией элементов, свободной игры ассоциаций оно способствует формированию новых образов, создает целостную картину знания. <....>
Сказанное о воображении характеризует его как фактор, определяющий общественную природу человеческого знания и, в частности, чувственного опыта. Само воображение, как мы отмечали ранее, сформировалось в результате общественного развития человека, это социальная форма знания. <....>
<....> Воображение, на наш взгляд, вплетается в познание, "работает" на всех уровнях человеческой деятельности, обнаруживая себя в планировании, предвосхищении, поиске нового. Воображение в своей основе протекает как сознательный, целенаправленный процесс, но оно может протекать и неосознанно в деятельности интуиции.
То, что достаточно часто трактуют как интуицию по сути дела является неосознанным опытом человека, ибо мыслительные операции, решение задач могут протекать и неосознанно, а в актах сознания фиксируется лишь продукт этой деятельности. Интуиция как бы "привносит" результат в осознание субъекта, и эта ее особенность "поставлять" готовое решение придает ей иррациональный характер.
Интуиция относится к числу недостаточно ясных, но рациональных способностей человека. Все дело лишь в том, что здесь процесс логического движения свернут, логика действует как бы "подспудно", многие этапы ее опускаются <.,..>
Интуиция в процессе воображения выступает в качестве способности как бы внезапно создавать образы, адекватные действительности, но являющиеся новообразованиями.
В интуиции проявляется свобода человеческой мысли, ее способность путем творческого воображения пойти дальше того, что может быть доказано на основе уже достигнутых результатов. В ней (в интуиции) воплощается способность предвосхищать явление в его целостности, создавать планы поведения, выбирать из них оптимальный. <....>
Трудности имеющие место при исследовании воображения, связаны объективно с тем, что оно "вплетается" во все формы познавательного процесса, выступая компонентом восприятий, представлений, мышления.
В этом целостном комплексе воображение имеет относительно самостоятельное значение. <....>
Стремление противопоставить воображение мышлению или разобщить их несостоятельно. Они взаимосвязаны, взаимообуславливают друг друга в познавательных актах, ибо формирование новых идей, гипотез, теорий представляет собой синтезирующую деятельность воображения и мышления.... <....>
На наш взгляд, воображение не может быть отнесено ни к сфере мышления, ни к сфере чувственности. Оно выступает своеобразным сплавом того и другого, где чувственность является основой, материалом, из которого строятся образы, мышление же играет ведущую программирующую роль в этом процессе. Во взаимодействии мышления и воображения главная роль принадлежит мышлению. Но это нисколько не снижает познавательной значимости воображения, напротив, характеризует особенности его функционирования в творческом процессе. Ведь новообразования воображения основываются на прошлом, которое актуализируется мышлением и как бы "просвечивается" в настоящем, обретая иной смысл... <....>
Этот процесс взаимодействия понятий с чувственными образами, в результате которого возникают новые чувственные образы, принято в естественных науках называть мысленным моделированием, а в психологии - творческим воображением... <....>
Воображение согласно этому возникает в тот момент, когда логические законы становятся недостаточными для познания. Воображение, хотя и понимается как мысленная деятельность, протекает не по законам логики. Противопоставление мышления и воображения приводит здесь к абсолютизации их различия и, как следствие, к отрицанию творческого характера мышления, что является по существу неверным, равно как и другая позиция - стремление исключить из психологии проблему воображения или свести, отождествить представление и воображение. <....>
В структуре воображения чувственные образы играют определяющую роль, а мышление - ведущую. Специфическая роль наглядных образов в воображении - воспроизведение частично или полностью ненаблюдаемых явлений. Мыслительные процессы здесь имеют целью воспроизведение того, что "невыразимо" в мышлении. Следовательно, во взаимосвязи воображения и мышления ведущая роль принадлежит мышлению. Мышление тем самым является условием функционирования воображения. Оно направляет характер деятельности воображения, играя преобразующую, конструктивную роль. <....>
Процессы воображения в той или иной форме "проникают" во все виды деятельности человека, выполняя различные функции. Важнейшей из них является познавательная и связанная с ней эвристическая, имеющие большое значение в творческом поиске. Воображение осуществляет также прогностическую и планирующую роли, способствуя выработке целей, предваряя, предвосхищая результаты деятельности. Оно выступает и как организатор творческого поиска. Воображение помогает ориентироваться в исходном материале. Кроме этого, оно выполняет и эстетические функции, поскольку процесс творчества требует раскованности, вдохновения и эстетического удовольствии Воображение осуществляет и функцию определенного контроля, оно корректирует деятельность, способствуя адекватному отражению действительности. <....>
Адекватность воображения связана и с опосредующей ролью мышления. Мышление в формировании образов воображения играет ведущую роль, а само оно отражает наиболее существенные, закономерные и общие связи действительности. Это обусловливает то, что в воображении синтезируется и реконструируется не случайный и хаотический материал, а необходимый и целесообразный (здесь имеется в виду отражение в мышлении объективно существующих в практике социальных потребностей). <....>
Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. - М.: Изд-во МГУ, 1979.-С. 31-85.
Общая структура творческой личности
Психологические особенности процесса творческой деятельности
Увага
А. Р" Лурия. Внимание и память
Физиологические основы внимания
Нейрофизиологические механизмы активации
В. И. Страхов. Психологические исследования внимания
Н. Ф. Добрынин. Об организованности внимания
1. Организованность личности и внимание