1. Организованность личности и внимание
Мы ставим внимание в тесную связь с личностью, считая направленность внимания выражением направленности личности в данный момент и при данных условиях. Вопрос об избирательности - селективности восприятий и деятельности, получивший в настоящее время достаточно широкое обсуждение у нас и за рубежом в связи с приемом информации, ставится нами в тесную связь не только с физическими внешними воздействиями, но и с состоянием личности, ее потребностей, интересов и убеждений.
Однако не только селективность, но и организованность внимания, сосредоточенность и концентрация психической деятельности, охват ряда объектов при оперировании с ними, тесная связь объема, распределения и переключения внимания также находятся в зависимости от организованности личности.
Уже К. Марбе подчеркивал связь внимания с установками личности. Им было выделено два вида установки: ситуативная или установка временная, и постоянная, житейская, длительная. Последняя, по мнению Марбе, в значительной степени связана с врожденными качествами. Этот взгляд Марбе был распространен им на тех машинистов поездов и дежурных по станции, которые не замечают закрытых семафоров и дежурных по станции, пускавших поезда та занятый путь, в результате чего происходили аварии. Необходимо проверять всех машинистов и дежурных на их умении переключать свое внимание достаточно быстро.
С целью проверить эти положения К.Марбе у нас было проведено обследование большого количества машинистов поездов и дежурных по станции, у которых случались аварии. Было установлено, что пока машинист проходил обучение (в то время это был достаточно долгий срок, так как он должен был несколько лет после обучения пробыть слесарем, а затем помощником машиниста, и только после этого ему доверялось ведение поезда в качестве машиниста) он вовсе не проявлял себя таким неудачником. Не проявлял он себя таким и тогда, когда ему впервые поручали ведение поезда. Он всячески старался, был очень внимателен и организован.
Но в дальнейшем ему казалось, что он полностью усвоил всю нужную норму поведения и может относиться к своей деятельности значительно легче и менее внимательно. Тогда-то и происходили ошибки, иногда приводящие к авариям вследствие невнимательности. Однако достаточно было ему заняться собственной организованностью, и усилить контроль за собой, что поддерживалось и окружающими, как указанные неудачи уменьшились и исчезли. Так не оправдалось положение К. Марбе о врожденности свойств, делающих людей "неудачниками", не оправдалось и то, что умение переключать внимание также носит врожденный характер. Экспериментальная работа, проведенная Н. В. Лавровой, опровергла это положение Марбе. Было установлено, что успешность работы связана с организованностью личности.
2.Организованность внимания у школьников-подростков
Вопрос об организованности внимания у школьников пятого и восьмого класса подробно и тщательно изучался К. В. Мишановой. С помощью корректурной пробы измерялись устойчивость, распределение и переключение внимания. Путем сложной статистической обработки, в результате дискриминантного анализа, были получены обобщающие обозначения этих свойств внимания. Восьмиклассники дали значительное повышение всех этих условных чисел по сравнению с пятиклассниками. Общий показатель для всех трех свойств условно может быть обозначен для пятиклассников как 438, тогда как у восьмиклассников он обозначается как 565. Но особенно интересно то, что наряду с более высоким общим показателем обнаружена значительно более тесная связь между этими тремя показателями у восьмиклассников по сравнению с пятиклассниками и гораздо меньший разброс показателей у старших.
Внимание восьмиклассников по сравнению с пятиклассниками представляет собой большую организованность и более целостную структуру, в которой отдельные его свойства теснее объединены, что представляется нам очень существенным.
Как известно, в процессе развития от пятого к восьмому классу отмечается сильное формирование личности школьника, достигающее в восьмом классе некоторой устойчивости, способствующей дальнейшему развитию, что связано с формированием самосознания, самооценки и оценки другими, с некоторым уменьшением остроты противоречий к восьмому классу, к большему единству и целостности качеств личности, в том числе и большей целостности всех свойств внимания. Результаты изложенного исследования ярко это подтвердили.
1973 - 1974 гг. было проведено повторное исследование (первое было проведено в 1967-1968 гг.). Результаты показали значительное повышение всех условных обозначений, но в меньшей степени для учащихся пятого класса, чем для восьмого. Учащиеся того и другого периодов изучения были разделены на четыре группы на основании отличия их средних показателей от среднего квадратического отклонения - от самых сильных к самым слабым
Сравнение этих групп в 1907 -1968 и в 1973 -1974 годах показало интересную разницу распределения учащихся по группам. Так, в пятом классе в первую группу в прежние годы входило 14% учащихся. То же самое оказалось и в более позднее время. Но совсем иные результаты получились в восьмом классе. Если в 1968 году в высшую группу входило только 11% школьников, то в 1974 году в этой группе оказалось уже 18%, то есть значительно больше.
Конечно, эти цифры не могут претендовать на всеобщность. Требуются еще дальнейшие исследования. Но общая тенденция роста выявилась достаточно отчетливо. Наряду с общим повышением всех средних чисел, переходом в более сильную группу значительного числа учащихся, связь между устойчивостью, распределением и переключением внимания у старших подростков меньший разброс средних данных, что говорит о сплоченности отдельных свойств и большей организованности внимания, все это не только подтвердилось, но и было отмечено усиление указанных явлений. Общая организованность личности у старших подростков по сравнению с младшими стала качественно иной. Тем самым снова подтвердилась связь между организованностью личности и организованностью внимания.
Емоції та почуття
Л. Вундт. Психология душевных волнений
Главные формы и общие свойства психических элементов
Основные формы чувств
С. Л. Рубинштейн. Эмоции
Эмоции и деятельность.
Различные виды эмоциональных переживаний.
Аффекты.
Страсти.