Психология развития и возрастная психология - Кулагина И.Ю. - Армия

Здоровые юноши, не обучающиеся на дневных отделениях вузов, призываются на срочную службу в Вооруженные Силы. Служба в армии - это еще одна резкая смена образа жизни. Жесткий режим, большая физическая нагрузка и беспрекословное подчинение старшим по званию становятся для многих тяжелым испытанием. В то же время армейская жизнь в каком-то плане проще и легче гражданской. Она четко регламентирована, солдату не нужно самому планировать свои действия, отвечать за их последствия. Для юношей с определенным складом характера она вполне подходит, разумеется, при благоприятных условиях службы.

В настоящее время служба в армии связана с двумя тяжелыми проблемами: наличием "горячих точек" и "дедовщиной". Служба в регионах, где идут или могут возникнуть (возобновиться) военные действия, опасна, связана с риском потерять жизнь или здоровье. Самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и другие личностные особенности тех, кто прошел через войну, потерял друзей, был ранен или пережил плен, изменяются. С таким жизненным опытом потом нелегко вернуться к мирной жизни, и во многих случаях бывшим солдатам необходима психотерапевтическая помощь.

"Дедовщина" связана с проникновением в армию криминальной субкультуры. Устанавливаются иерархические отношения; солдаты делятся на группы: старых - новичков, вожаков - "низов". В последнее время становятся важны также национальная принадлежность и землячества.

"Низы" вынуждены выполнять часть работы за вышестоящих в иерархии, они подвергаются унижениям и физическому насилию. Групповая агрессия "верхов" осуществляется на фоне сужения группового сознания: группа как бы не дает себе отчета о возможных последствиях. Включаются такие механизмы, как эмоциональное заражение, состязательность (когда члены группы выделяются, самоутверждаются, придумывая особые "приколы" для новичков). Защитный механизм идентификации с агрессией позволяет многим униженным солдатам избавиться от тяжелых переживаний и, принимая и оправдывая жестокость отношений, ждать повышения своего статуса. Став "дедами", они по закону бумеранга возвращают вновь прибывшим накопившиеся обиды, вместо понимания и сочувствия воспроизводя те же отношения, жертвой которых не так давно были сами. Главным стимулом агрессии является желание испытать власть над людьми. При этом те, кто пострадали в наибольшей мере, наиболее рьяно реализуют возможность проявить власть над слабыми. Появляющееся чувство превосходства компенсирует сформировавшееся ранее чувство неполноценности.

Известны случаи побегов из части и самоубийств из-за "дедовщины" (во время прохождения службы и даже после демобилизации). Если юноша проходит через все испытания, он меняется личностно - становится взрослее и психологически сильнее либо останавливается на уровне психологии "деда", агрессивного и мстительного.

Бегство от общества

Еще один вариант организации жизни в юношеском возрасте. Независимо от того, учится юноша или работает, он может выбрать этот путь: бегство в наркотики, религиозные секты, нарциссическую погруженность в себя и т. д. Если подобное стремление становится преобладающим, работа и учеба бросаются.

Этот вариант нельзя назвать сознательным жизненным выбором. В подобных случаях задача самоопределения обычно не решена и указанные поиски становятся следствием серии серьезных неудач или образовавшегося вакуума: детство кончилось, взрослым себя не чувствуешь и что делать, не знаешь. К наркотикам и сектантству могут подтолкнуть скука, желание получить новые впечатления, забыть о "серой" жизни, неумение трудиться.

Западные психологи отмечают притягательную силу так называемых юношеских религий. X. Ремшмидт считает, что эти религии и соответствующая идеология предлагают упрощенную перспективу на будущее, подчинение вождю (гуру, мессии, пророку), якобы обладающему рецептом спасения всего мира и каждого человека в отдельности; организуют насыщенную общими переживаниями групповую жизнь (используя медитацию, транс и экстаз, иногда - наркотики). Юношеские религии нередко приводят к разрыву с семьей, передаче гуру всего своего личного имущества. В личностном плане последствия не менее разрушительны: приобретается болезненная зависимость от группы, неспособность к эмоциональным связям с другими людьми, утрачивается способность самостоятельно мыслить. Это достаточно распространенное на Западе явление в последнее время появилось и у нас.

Что касается наркомании, в юности по этой причине погибают многие из тех, кто начал принимать наркотики в подростковом и раннем юношеском возрасте. Деформации личности при наркотической зависимости общеизвестны. О состоянии и жизни наркоманов никто не может знать то, что знают они сами. Приведем отрывок из рассказа молодого писателя, впервые "уколовшегося" в армии, пережившего годы зависимости и освободившегося от нее в одной из немногих клиник, где способны такую зависимость снять1.

"Наркомания - некая параллельная реальность, вступив в которую постепенно теряешь все связи с той, где ты был изначально рожден. Есть такая песня у "Роллинг Стоунз": "Две тысячи световых лет от дома". Ты как будто бы живешь, ходишь по улицам, заходишь в метро, покупаешь газеты, читаешь книжки. Но на самом деле ты вне всего этого, ты не задействован в этом мире, ты живешь по законам, установленным опиумом.

От тебя постепенно отворачиваются друзья и приятели... На место старых друзей приходят новые знакомые, связанные с тобой единственным интересом, - от каких-то исковерканных судьбой бомжей до высокоинтеллектуальных или делающих такой вид субъектов. Опиум уравнивает всех, хотя каждый раскрывается в его царстве именно как он. И только он. Если человек "дерьмо", то он проявится как вдесятерне "дерьмо". И очень-очень мало кому удается сохранить какие-то истинно человеческие черты...

Наркомания - мир чудовищно жестокий. Каждый день, каждое пробуждение утром или, точнее, глубоким днем - ибо наркоманы начинают какую-то жизнедеятельность не раньше чем в три-четыре часа дня, - связаны только с одним вопросом: есть или нет. Если у тебя есть вещество - ты счастливейший из смертных. Если же нет, тебе лучше вообще не вставать с кровати - ничего хорошего тебя не ждет. Ты будешь лежать, вертясь от бесконечных ознобов (вот она, ломка!), а весь мир вокруг будет враждебно ранить тебя своим немыслимым, непереносимым присутствием. Для нормального, здорового человека характерно в принципе ровное состояние - чуть лучше, чуть хуже, а для наркомана постоянно: ад-рай-ад-рай. И так до бесконечности...

Я все время думал, почему самый изысканный кайф, каким, на мой взгляд, является опиум, приводит к полной человеческой деградации? Кажется, дело в том, что его действие направлено на сам принцип удовольствия - но не опосредованно, как все остальное, а напрямую, биохимически. Вот почему для наркомана все блага мира не заменят одного набранного шприца! Эти блага он должен как-то приобретать, бороться за них, а в конце концов испытать лишь маленькую толику того, что может ощутить прямо тут, сразу, сделав всего один укол. Поэтому - "провалиться всему этому миру"..."

Крайняя и наиболее трагичная форма бегства от общества - суицид, уход из жизни.

Бегство от общества
3. Основные линии онтогенеза
Глава 2. МОЛОДОСТЬ (ОT 20-23 ДО 30 ЛЕТ)
1. Главные стороны жизни
Любовь и семья
Профессиональная деятельность
Дружба
2. Основные линии онтогенеза
3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни
Глава 3. ЗРЕЛОСТЬ (ОТ 30 ДО 60-70 ЛЕТ)
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru