Вторая половина 1980-х — 1990-е гг. — четвертый и, возможно, заключительный период современного этапа социологии (хотя очевидных, явных предпосылок к этому, с нашей точки зрения, пока не видно). Он характеризуется попытками вывести социологическую науку на новый уровень теоретического осмысления процессов как в реальной жизни, так и в самой социологии. Основная особенность четвертого периода — стремление к интеграции во всех сферах и проявлениях социологической науки и практики. Именно эту черту в качестве наиболее характерной для периода 1980—1990-х гг. называет и подробно раскрывает Дж. Ритцер*51.
*51: {Ritzer G. Modern Sociological Theory. N.Y., 1996.}
Четвертый период характеризуется также переходом к постклассическому развитию социологии, одна из основных особенностей которого состоит в теоретическом акцентировании активной роли социального субъекта. Именно в таком ключе следует рассматривать несколько созданных в рамках периода значительных теорий, получивших широкую известность, как в социологическом мире Запада, так и нашей страны. Среди них: теория структурации Э. Гидденса, теория постмодернизма 3. Баумана, теории метатеоретизирования и макдональдизации Дж. Ритцера, многомерная социология Дж. Александера, теория социального поля (пространства) П. Бурлье, теории социальных изменений и культурной травмы П. Штомпки и др.
Международное социологическое сообщество во временных границах четвертого периода продолжало успешно работать, собираясь раз в четыре года на всемирные конгрессы (XII — в Мадриде, 1990; XIII — в Билефельде, 1994; XIV — в Монреале, 1998). Очередной XV конгресс прошел летом 2002 г. в австралийском Брисбене. В перерывах между конгрессами регулярно (один-два раза в год) заседают исследовательские комитеты, которых в Международной социологической ассоциации около 50.
На конгрессах фиксировались серьезные сдвиги, происшедшие в развитии общесоциологической теории, в понимании социальных изменений в мире, в исследованиях глобальных и региональных процессов. Отмечалось, что, возможно, нё стоит стремиться к созданию единой общесоциологической теории, которая могла бы удовлетворительно объяснить многообразие происходящих в различных культурах и регионах социальных процессов. Стало быть, нужен целый ряд социологических теорий для анализа социальных изменений, что является доказательством своеобразного социологического плюрализма. Обосновывалась позиция, согласно которой требуется не интеграция социологической теории, а консолидация различных подходов, концепций, культур, образов жизни. В идее консолидации, в многообразии равноправных социологических концепций и подходов к различным объектам изучения нашла свое отражение усиливающаяся тенденция к интернационализации социологии, формированию социологического знания, состоящего из теорий, не отрицающих друг друга, а принимающих их как данность.
Четвертый период современного этапа развития социологии принес значительные перемены не только зарубежной, но и отечественной науке. С падением советского режима и исчезновением руководящей роли коммунистической партии в жизни общества впервые возникла возможность для творческого и беспрепятственного развития социологии в нашей стране. Был признан статус социологии как самостоятельной науки. Оказалась полностью "узаконенной" профессия социолога. Стало быстро набирать темпы социологическое образование. Появился шанс не только наверстать упущенное, но и преодолеть, хотя бы частично, разрыв в уровне развития зарубежной и отечественной социологии, который существует сегодня и является общепризнанным фактом.
Таблица 2
Современный этап истории социологии
Временной критерий | Содержательный критерий | Пространственный критерий. Персоналии |
1 | 2 | 3 |
1920-1930-е гг. | Институционализация и развитие эмпирической социологии в США
| США (Томас, Знанецкий)США (Парк, Бёрджесс, Вирг)США (Парк, Бёрджесс, Р. Линд, X. Линд)США (Мэйо, Ретлисбергер)США (Диксон)СССР (Гастев)США (Дракер, Баркин)СССР (Струмилин)Германия (Шелер, Маннгейм)Италия (Моска, Михельс) |
Продолжение табл. 2
1 | 2 | 3 |
Возникновение парадигм: символический интеракционизмфеноменологическая социологияСоциологическая школа ДюркгеймаФранкфуртская социологическая школаСоциальная антропологияРазвитие теоретической социологии: теории социальной стратификации, социальной мобильности, социокультурной динамикитеории социальной системы, социального действия | США (Дж. Мид)Германия (Шюц)Франция (Мосс, Хальбвакс, Леви-Брюль, Юбер)Германия (Хоркхаймер, Адорно, Маркузе)Великобритания (Редклифф-Браун, Малиновский)США (Сорокин)США (Парсонс) | |
1940-1960-е гг. | Дальнейшая активизация эмпирических исследований. Развитие отраслевых социологийПоявление теорий среднего уровня Развитие социологических школ:Чикагская школаКолумбийская школаГарвардская школаФранкфуртская школа и ее кризисВозникновение и развитие социологических парадигм:структурный функционализмэтнометодологиясоциология конфликтапарадигма обменасимволический интеракционизмфеноменологическая социологияВозрождение отечественной социологии | США (Мертон)США (Огборн, Стауффер, Шилз, Хьюз)США (Лазарсфельд, Мертон, Мак-Аивер, Морено)США (Сорокин, Парсонс) Германия (Хоркхаймер, Адорно, Маркузе, Фромм, Хабермас)США (Парсонс, Мертон)США(Гарфинкель)США (Козер), Германия, АнглияДарендорф)США (Хоманс, Блау, Эмерсон) США (Блумер)США (Шюц, Бергер), Германия Лукман)Янов, Здравомыслов, Грушин, Харчев, Осипов, Кон, Заславская, Коган и др. |