В свили со сказанным возникает вопрос еще об одной особенности эмпирической социологии, связанной с проблемой научной специфики знания, ею получаемого. Здесь могут возникнуть, по меньшей мере, два аспекта этой проблемы. Первый способно ли эмпирическое социологическое знание быть подобным строгому естественнонаучному знанию, находиться с ним в одном ряду? Второй — может ли эмпирическое знание давать такой же точный результат в изучении социальных объектов, какой дает естественнонаучное в исследовании природных?
Ответы на поставленные вопросы содержат и положительные, и отрицательные суждения. Поскольку эмпирическая социология использует общенаучные методы, количественные оценки, логические доказательства, а также материал таких наук, как математика, теория вероятности, статистика и др., она может обеспечить получение точного результата и рассматриваться в качестве разновидности строгой, не уступающей в этом отношении естествознанию, науки.
Вместе с тем эмпирическая социология имеет дело не с физическими объектами, а с людьми, социальными общностями, их деятельностью и субъективными мнениями. Известно, что такие социальные субъекты отличаются в своем поведении самопознанием, целеполаганием и, вследствие, этот значительными флуктуациями (случайными отклонениями, колебаниями, изменениями) в деятельности и поведении. Поэтому нельзя говорить о совершенно строгом и точном социологическом описании и анализе человеческого бытия и социальной реальности — таком же, которое дается в естественных науках применительно к природным процессам.
Это обстоятельство хорошо понимали уже на заре рождения эмпирической социологии, и в первую очередь ее классики У. Томас и Ф. Знанецкий. Во введении к своей совместной работе "Польский крестьянин в Европе и Америке"*52 они отмечали "одно существенное различие между природной и социальной действительностью, которое состоит в том, что в то время как следствие физической) феномена целиком зависит от объективной природы этого феномена и может быть просчитано на основе его эмпирического содержания, то следствие социального феномена зависит к тому же и от субъективной позиции, занимаемой личностью или группой относительно данного явления, и может быть просчитано, если мы знаем не только объективное содержание предполагаемой причины, но также и значение, которое она имеет в данный момент для данных мыслящих существ" [Томас, Знанецкий. 1996. С. 345].
*52: {Thomas W., Znaniecki F. The Polish Peasant in Europe and America. Boston, 1918—1920.}
Разновидности эмпирической социологии
Эмпирическая социология имеет, несомненно, глубоко позитивное значение, поскольку дает конкретное, научно обоснованное знание о многих, часто очень важных социальных проблемах и способах их решения. Эмпирические исследования придают социологии характер не только теоретической, но и практической сферы деятельности, способной принести ощутимый, полезный результат, который зачастую может измеряться даже экономическим эффектом — сбережением средств либо их более рациональным использованием.
В данном случае имеется в виду такая разновидность эмпирической социологии, которую принято называть прикладной. Именно она выполняет функции социальной инженерии. В основе социологической социоинженерной деятельности лежат два основных принципа — эмпиризм и прагматизм, которые свидетельствуют о ее направленности на получение конкретного, реально ощутимого результата. Речь идет в первую очередь о связи этого результата с изучением человеческого поведения в определенных, диктуемых социальной ситуацией, условиях, а также прогнозировании последнего с целью оптимального и эффективного управления им.
Инженер-социолог проводит маломасштабные исследования (чаще всего опросы), разрабатывает проекты изменения небольших по размеру социальных общностей и групп (бригада, цех на производстве, молодежные группировки, коллективы в учебных заведениях, фирмах, учреждениях, группы людей, проводящих вместе свободное время, и т.д.). Прикладная социология разрабатывает конкретные программы и рекомендации, социальные технологии, ориентированные на практическое применение. По существу, прикладные исследования — это исследования для тех, кто выступает как конкретный заказчик и прямо и непосредственно платит за проводимую социологом работу.
Наряду с прикладной существует другая разновидность эмпирической социологии, называемая академической. Она развивается в университетах, относительно независима от заказчика (часто им выступает государство, госбюджет). Эмпирические исследования академического характера могут касаться проблем, решение которых не сулит экономических выгод, по крайней мере, прямо и непосредственно. Академическая социология в отличие от прикладной, ориентирующейся в первую очередь на практический результат, нацелена, прежде всего, на развитие науки, на прирост знания.
§ 2. Развитие эмпирической социологии в США в 1920-1930-х гг.
Вехи творческого пути У. Томаса и Ф. Знанецкого
Общая характеристика и проблемное поле "Польского крестьянина..."
Подходы к изучению и решению проблем
Бурное развитие эмпирической социологии в США
§ 3. Чикагская школа в социологии, ее основные этапы, достижения, значение для последующего развития социологии
Подготовительный этап деятельности Чикагской школы
Основной этап деятельности Чикагской школы
Жизненный и профессиональный путь Р. Парка