Уже отмечалось, что работой, положившей начало эмпирической социологии, традиционно и повсеместно считается книга У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке" (1918—1920). Она характеризуется специалистами как хрестоматийная, классическая работа эмпирической социологии. Что дает основания для таких суждений?
Во-первых, в основу работы положена конкретная и локальная проблема, взятая в качестве предмета исследования. Речь идет о польской крестьянской эмиграции в США в начале XX в. и о сравнительном описании (анализе) положения польских крестьян, оставшихся в своей стране и переехавших на новое место жительства. Во-вторых, во главу угла поставлено использование методов эмпирического конкретно-социологического исследования, главным среди которых оказался метод изучения личных документов. В-третьих, работа отличается практическим и прикладным характером выводов и заключений авторов, направленных на оптимизацию возникающих социальных процессов, связанных с миграцией и адаптацией отдельных социальных общностей к новым условиям жизни, преодоление конфликтов (либо их недопущение) в связи с указанными явлениями.
Вехи творческого пути У. Томаса и Ф. Знанецкого
Прежде чем подробно характеризовать названную работу Томаса и Знанецкого, обратимся к рассмотрению основных вех их творческого пути, поскольку каждый из них выступал знаковой фигурой начального периода современного этана социологии.
Уильям Томас (1863—1947) учился в университетах США (Теннеси) и Германии (Геттинген, Берлин). Во время поездки по Европе он посетил Польшу, где и познакомился со Знанецким. С 1893-го по 1918 г. был профессором Чикагского университета. В 1927 г. избран президентом Американской социологической ассоциации. Значительную часть своей жизни Томас занимался социологическим и социально-психологическим изучением социального поведения, его мотивации. В 1923 г. он опубликовал книгу "Неприспособленная девушка", в 1928г. — работу "Ребенок в Америке" (совместно с Дороти Томас). Его последний труд, написанный за 10 лет до смерти, "Примитивное поведение: к введению в социальные пауки" (1937). Томас исследовал проблему ситуативного поведения через изучение установок и ценностей, совокупность которых он определил как ситуацию. Отсюда сформулированное им знаменитое положение, которое вошло в науку (с "легкой" руки Р. Мертона) как "теорема Томаса": "Если люди определяют ситуации как действительные, то они действительны по своим последствиям". Американский ученый изучал и использовал методы социологического исследования, прежде всего — анализ личных документов. Применив его для сбора материала, но проблемам эмиграции населения из европейских стран в США, он написал совместно со Знанецким самый известный труд всей своей жизни — "Польского крестьянина...". Его союз с польским социологом был сравнительно недолгим и через некоторое время после завершения пятитомной работы распался.
Флорини Знанецкий (1882—1958) родился в Польше, обучался в гимназиях Варшавы и Ченстохова, высшее образование получал в университетах Варшавы, Женевы, Цюриха, Парижа. Владел семью языками, причем английский и русский изучил самостоятельно. В 1909 г. защитил докторскую диссертацию в Кракове. Преподавал в Чикагском университете, во время пребывания в нем и проводил совместные с Томасом исследования, нашедшие отражение в названной выше книге. В 1920 г. возвратился в Польшу, в Познань, где занимался преобразованием в университете этого города кафедры философии в кафедру социологии. Основывает социологический институт и издает социологический журнал. До Второй мировой войны жил в Польше, но постоянно ездил в США читать лекции. Во время фашистской оккупации его жена и дочь были брошены в концлагерь. После войны, не приняв новую Польшу, Знанецкий остался в США. Преподавал в ряде американских университетов, в том числе в Колумбийском. В 1953 г. был избран президентом Американской социологической ассоциации. Известен как представитель гуманистического направления в социологии. Активно занимайся социологией знания, социологией города. Много внимания уделял изучению установок и ценностных ориентации (аттитюдов), что и сблизило его с Томасом. Знанецкий — социолог, очень почитаемый в современной Польше. Для польских социологов он значит примерно то же, что П.А. Сорокин - для российских. Основные работы Знанецкого (в переводе их названий на русский язык): "Культурная реальность" (1919), "Метод социологии" (1934), "Социальные действия" (1936), "Социальные отношения и социальные роли" (1965), "Гуманистическая социология" (1969).
Общая характеристика и проблемное поле "Польского крестьянина..."
Подходы к изучению и решению проблем
Бурное развитие эмпирической социологии в США
§ 3. Чикагская школа в социологии, ее основные этапы, достижения, значение для последующего развития социологии
Подготовительный этап деятельности Чикагской школы
Основной этап деятельности Чикагской школы
Жизненный и профессиональный путь Р. Парка
Жизненный и профессиональный путь Э. Бёрджесса
Основные содержательные характеристики Чикагской школы