Социальную философию принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она представляет собой раздел философии, в котором изучаются качественное своеобразие общества (отличие от природы; отношение к государству, религии, морали, духовной культуре), его цели (общественные идеалы), генезис и развитие (социальная история), судьбы и перспективы. В узком смысле - это раздел общей социологии, исследующий названные проблемы с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин - политической экономии, антропологии, психологии, культурологии и др.
Социальная философия возникла и развивалась одновременно с философией. Как одно из направлений общей социологии социальная философия формировалась по мере становления пограничных с нею научных дисциплин. Основоположниками этого направления социальной философии можно считать, с одной стороны, А. Сен-Симона и О. Конта, а с другой - К. Маркса и Ф. Энгельса. Наибольшее развитие в западной философии и социологии это направление получило в XX в. в неомарксизме, объединившем социологический подход к анализу категорий и понятий общественной науки с психологическим и философско-антропологическим подходами.
Исторический материализм
Исторический материализм, или материалистическое понимание истории, представляет собой марксистскую теорию развития общества и методологию его познания, изучающую общество как целостную и развивающуюся социальную систему, общие законы и движущие силы исторического процесса.
Важнейшими принципами исторического материализма являются признание первичности материальной жизни общества - общественного бытия по отношению к общественному сознанию; выделение из совокупности общественных отношений производственных отношений как экономической структуры, определяющей другие отношения между людьми; идея о том, что люди, трудящиеся массы сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства; исторический подход к обществу, т. е. признание развития в истории, понимание его как закономерного естественноисторического процесса движения и смены общественно-исторических формаций; первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая формации образуют прогрессивные ступени развития общества; движущей силой развития общества является классовая борьба, которая приводит к социальной революции, являющейся выражением противоречий между производительными силами и производственными отношениями, закономерной формой перехода от одной формации к другой.
Социальная философия истории
Социальная философия истории представляет собой самостоятельное научное направление социальной философии, рассматривающее закономерности генезиса и развития общества, а также исследующее социальную историю с помощью философских, социологических и общепсихологических категорий.
Социальная история может постигаться на эмпирическом и теоретическом уровнях. Причем оба эти уровни, с одной стороны, едины, поскольку подлинная теория предполагает осмысление эмпирических фактов, а с другой стороны, противоположны и, более того, при непосредственном сопоставлении некоторых эмпирических утверждений с теоретическими положениями могут прямо исключать друг друга. Поэтому для теоретического подхода недостаточно ограничиться лишь анализом современности и ее тенденций. Здесь требуется иной масштаб - масштаб всей истории, вскрытие закономерностей всего развития человечества. Для теоретического понимания современности, что является узловой проблемой социальной философии истории, необходимо хотя бы схематическое воспроизведение поворотных пунктов всей истории человечества.
В предлагаемой монографии предпринята попытка рассмотреть узловые моменты социальной истории с точки зрения различных научных подходов и концепций.
Резюме
Таким образом, весь ход дискуссии в области социальной философии истории определяется в основном конкуренцией двух теоретико-методологических подходов к пониманию исторического процесса.
Первый подход утверждает единство исторического процесса, подчиняющегося определенным общим законам, о чем свидетельствует универсальность основных фаз, состояний или ступеней, через которые проходит человечество в своем развитии. Этот подход наиболее ярко представлен философией истории, основывающейся на марксистских принципах, но к нему примыкают философии истории теологического типа, а также исторические модели теорий модернизации и конвергенции.
Второй подход представляет историю как более или менее сложную конфигурацию сосуществующих либо же последовательно сменяющих друг друга во времени цивилизаций и культур. Каждая из них живет собственной жизнью, имеет только ей присущую историю, но все отмечены неизбежностью исчезновения. Этому подходу свойственны финалистское понимание истории, идеи циклизма и культурно-исторических типов.
Непреходящее значение для социальной философии истории имеют работы Дж. Вико, Ш. Монтескье, Г. Лессинга, И. Канта, И. Гердера, И. Фихте, Г. Гегеля, К. Маркса, М. Вебера.
Исследование истории путей общественного развития мы начнем со второго подхода, т. е. с социальных теорий цикличности и ритмики, а затем перейдем к теориям общественного прогресса, составляющим содержание первого подхода, что позволит комплексно освоить различные точки зрения в понимании социальной истории и общественного развития.
Резюме
Раздел 1. Цикличность как повторяемость истории
1.1. Теории исторического круговорота
Смена исторических периодов в древнеиндийской философии
Древнеиндийские циклы
Кастовый строй Древней Индии
Резюме
1.2. Социальная философия Платона
Факторы социального развития