Таким образом, теории исторического круговорота - это распространенные представления и концепции, согласно которым исторический процесс представляет собой определенные циклы и ритмы, в соответствии с которыми происходит объективная естественная повторяемость в смене форм социального управления, типов материальной и духовной культуры.
Так, в представлениях древнеиндийской философии и греко-латинской античности исторический процесс делился на четыре неравные части - века Золотой, Серебряный, Медный и Железный, которые циклически, кругообразно сменяют друг друга и существенно различаются. Основой этих различий является нарастающая материализация от Золотого века (времени расцвета религии, философии, науки и искусства, т. е. духовной сферы) до Железного, характеризующегося как время грубой силы, жестокости, алчности, ненасытности желаний и необузданности страстей, порождаемых материальным миром.
Четырем периодам исторического процесса, движущимся по кругообразному или спиралевидному типу, как бы соответствуют четыре касты Древнего мира, отображающие определенное сословное деление общества также на четыре неравные части.
Касты (от лат. castus - чистый) представляли собой сословия или социальные ранги в ряде древних и средневековых обществ (Древний Египет, Индия, Перу и др.), обособившиеся вследствие выполнения специфической социальной функции, наследственных занятий и профессий. При этом касты образовывали строгую иерархию. Например, иерархия каст в Индии включала в себя: высшие касты - жрецов, военных и крупных землевладельцев; ниже - торговцев-ростовщиков и мелких землевладельцев, а также землевладельцев - полноправных общинников; еще ниже - огромное количество безземельных и неполноправных земледельцев, ремесленников и слуг. Среди последних низший слой составляла бесправная каста неприкасаемых. При этом основной социальной функцией брахманов (сословие жрецов, духовенства) являлось отправление религиозных культов, накопление, сохранение и передача сокровенных религиозно-этических и философских знаний. Социальной функцией кшатриев (военно-светская аристократия, дворянство) были власть и военная деятельность, касты вайшьев (сначала объединявшей полноправных общинников, в основном земледельцев, скотоводов, а позже только торговцев) - производство и торговля, касты шудр (объединявшей неполноправных земледельцев, рабочих, ремесленников, домашних слуг) - обслуживание потребностей трех других сословий.
Названные касты древних обществ полностью соответствуют структуре сословной системы Средневековья. Так, духовенство объединяло служителей культа в монотеистических религиях и состояло из лиц, профессионально занимавшихся отправлением религиозных обрядов и служб и составлявших особые корпорации; аристократия (от греч. aristos - лучший и kratos - власть) состояла из родовой знати, представителей наиболее привилегированного сословия землевладельцев (дворян), профессионально занимавшихся социальным управлением и, в частности, военно-политической деятельностью; третье сословие объединяло купцов, ремесленников, крестьян, профессионально занимавшихся производством материальных благ и торговлей; пролетарии (от лат. proles - потомство) образовывали низший неимущий слой граждан (еще со времен Древнего Рима) - представителей рабочего класса (при капитализме), наемных работников; люмпен-пролетариат (от нем. Lumpen - лохмотья) составляли деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и т. д.). При этом, как следует из приведенного ранее, главенствующее положение духовенства в Древнем мире (Индия, Египет, Перу и др.), соответствующее "золотому" началу, замещается господством "серебряного" сословия светской аристократии - дворянства.
Таким образом, суть древних представлений о циклической периодичности исторического процесса и социального развития сводилась к естественной объективной повторяемости различных по содержанию эпох, что влекло за собой смену форм политического правления и соответствующих им социальных сословий.
Факторы социального развития
Основные сословия
Платоновская философия истории
Развитие платоновских идей в учении Х. ОРТЕГИ-И-ГАССЕТА
Духовная аристократия и духовный плебс
Восстание масс
Аристократичность духа
Типология лучших
Совпадение профессии и призвания