Акматическая фаза этногенеза недолговечна. Перегревы в акматической фазе сменяются временными спадами, когда правительствам удается навести определенный порядок. Но следующая вспышка пассионарности ломает установившиеся нормы, и регион событий опять становится ареной соперничества пассионарных персон, умеющих находить сторонников среди субпассионариев.
Спад пассионарности этнических систем проявляется медленно. Первая половина этой фазы в Европе называлась "Возрождение", вторая - "Реформация". После акматической фазы характер этногенного процесса резко изменяется. В развитии этноса наступает надлом, после чего развитие продолжается, но как бы сместившись. Меняется знак вектора, а иногда система распадается на две, три и более систем, где различия увеличиваются, а унаследованное сходство, не исчезая, отступает на второй план [35].
Снижение уровня пассионарности приводит, по теории Л. Гумилева, к замещению ведущих блоков подсистемы либо гармоничными особями, либо субпассионариями, проникшими на высокие должности благодаря непотизму (родственным связям). Энергии для поддержания системы становится мало, и она начинает давать сбои. Эгоистическая этика диктует новый стереотип поведения, а он, в свою очередь, приводит к упрощению системы, причем пассионарии вытесняются на окраины ее социального ареала. Упрощение системы всегда ведет к выбросу свободной энергии. Общественным поведенческим императивом становится: "Мы устали от великих! Дайте пожить!"
Фаза надлома - это, по определению Л. Гумилева, возрастная болезнь этноса, которую необходимо преодолеть, чтобы обрести иммунитет. Этнические коллизии в предшествующей - акматической и последующей - инерционной фазах не приводят к столь тяжелым последствиям, ибо не сопровождаются такими резкими изменениями уровня пассионарности, как при надломе; раскола этнического поля в этих фазах не происходит.
Суперэтносы имеют одну общую особенность - поляризацию внутри системы. Как монолиты они ведут себя только в фазе пассионарного подъема, а затем, подчиняясь диалектическому закону единства противоположностей, находят направления для деятельности, осуществляющие устойчивое равновесие в постоянной борьбе между собой. Однако по отношению к другим суперэтносам они выступают как целостность, хотя разные половины системы ведут себя неодинаково [35].
Принципы "поля" и "системы", введенные Л. Гумилевым, не только не противоречат, но и дополняют друг друга. Первоначальный "пассионарный взрыв" создает популяцию пассионарных особей. Поле создает причину для их объединения и дальнейшей солидарности. Но даже эта первичная консорция, соприкасаясь со средой, организуется в систему корпускулярного типа, чем противопоставляет себя окружению. Следующий шаг - оформление себя как социальной группы, т. е. создание жесткой системы с разделением функций ее членов; это вступление в исторический процесс развития, запрограммированного локальными особенностями географического и этнического окружения, что при единстве модели этногенеза создает неповторимые коллизии в каждом отдельном его варианте.
Таким образом, независимо от расового состава, культурных связей, уровня развития возникают какие-то моменты, позволяющие в одних случаях установить дружественный этнический контакт, в других - сделать его нежелательным и даже враждебным. Это можно объяснить, приняв гипотезу этнического поля с определенной частотой колебаний для каждой суперэтнической и этнической групп. Например, "Христианский мир" существовал как некое этническое поле, с колебаниями в одном определенном ритме. Но вследствие спада пассионарного напряжения это поле раскололось на две половины (православие и католицизм) с разными ритмами колебаний. В таком расколе, вероятно, и заключается внутреннее содержание фазы надлома, которое приводит к утрате ощущения единства внутри суперэтноса [35].
Смена фазовых императивов
Теория истории народов и государств
Возраст этноса
Этногенез как универсальный механизм
Резюме
1.7. Теория социокультурной динамики П.Сорокина
Ценность как основа культуры
Типология культуры
Социокультурные циклы