Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Ось мировой истории

Ось мировой истории

Ось мировой истории, по убеждению К. Ясперса, можно обнаружить только эмпирически как факт, значимый для всех людей. Эту ось мировой истории следует отнести, считает К. Ясперс, ко времени около 500 лет до н. э., к духовному процессу, который наблюдался между 800 и 200 г. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. Это время К. Ясперс называет осевым [134].

Единственный допускающий сравнение с осевым временем параллелизм всемирно-исторического значения - это время возникновения великих культур древности - Египта, Месопотамии, долины Инда и Китая. С ними можно сопоставить культуры Мексики и Перу. Общее здесь - высокая организация и развитая техника. Общий у них и магический характер религии. Однако этот параллелизм не отличается точной синхронностью, которая характеризует осевое время. К тому же это совпадение растягивается во времени на тысячелетия: начало его датируется периодом от 5000 г. (Двуречье и Египет) до 3000 г. до н. э. (Китай и долина Инда) [134].

К. Ясперс задается вопросом: "Почему в разных сферах независимо друг от друга происходит одно и то же?" Тайна такой одновременности, по его мнению, существовала помимо осевого времени только еще в одном случае (следовательно, встречается вообще только два раза) - при возникновении великих культур древности.

Ответом на вопрос о причине упомянутой одновременности служит в настоящее время лишь гипотеза А. Вебера: вторжение кочевых народов из Центральной Азии, достигших Китая, Индии и стран Запада (у них великие культуры древности заимствовали использование лошади). Этот поворот истории произвели индоевропейские народы-завоеватели. В конце III тыс. они достигли Европы и Средиземноморья. Новый великий прорыв они совершили около 1200 г., когда достигли Ирана и Индии. В конце II тыс. кочевые народы появились в Китае [134].

До этого времени на территории от Китая до Европы существовали уходящие в глубину веков древние культуры, характеризуемые частично как матриархальные (оседлые скотоводы). История превращается в борьбу между этими двумя силами - культурой матриархата1 и культурой кочевых народов (патриархатом).

О периоде между 800 и 200 г. до н. э. можно сказать: он составляет эмпирически очевидную для всех людей ось мировой истории. Это осевое время ограничено, правда, Китаем, Индией и Западным миром, но тем не менее, хотя изначально и без соприкосновения этих трех миров, послужило основой универсальной истории, в духовном смысле охватило все человечество [134].

Схема мировой истории
Классификация народов
Типы людей
Единство мира и пути его развития
Резюме
1.9. Исторические циклы и ритмы: обобщающие выводы
Цикличность с точки зрения системного подхода
Основные типы социальных циклов
Модели цикличности
Многообразие циклов
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru