Теории цивилизаций представляют собой совокупность различных социально-философских концепций, в которых философы и социологи анализируют происхождение и развитие современных обществ1. К сторонникам теории развития цивилизаций можно зачислить социологов, разделяющих хотя бы некоторые из следующих основоположений [96]:
o наиболее значительные исторические изменения в современном мире связаны с переходом от традиционных аграрных обществ к индустриальным, основанным на машинном производстве, фабричной организации и дисциплине труда, национальной системе хозяйства со свободной торговлей и общим рынком;
o существует определенная "логика индустриализации", которая ведет общества к увеличению сходства (конвергенции) в основных институтах, как бы ни различались они первоначально;
o переход от традиционного общества к индустриальному - это прогрессивное движение в истории, ассоциируемое с разрушением традиционных наследственных привилегий, провозглашением равных гражданских прав и демократизацией общественно-политической жизни;
o острые классовые разделения и отношения служили главным источником конфликтов на ранних фазах развития индустриального общества; в дальнейшем социальные конфликты приобрели тенденцию уравновешиваться за счет становления общепринятых форм трудовых отношений;
o существенным элементом перехода от традиционного общества к индустриальному является укрепление национального либерально-демократического государства.
К теории развития цивилизаций относятся концепции индустриального и постиндустриального обществ, теория модернизации, теория конвергенции и др.
Концепции традиционного общества
Под традиционным обществом понимают докапиталистические (доиндустриальные) общественные уклады аграрного типа, для которых характерны высокая структурная устойчивость и способ социокультурной регуляции, основанный на традиции [96]. В современной исторической социологии как традиционное общество рассматриваются стадии доиндустриального общества - малодифференцированная (общинная, родоплеменная, существующие в рамках "азиатского способа производства"), дифференцированная, многоструктурная и классовая (типа европейского феодализма) - в основном по следующим концептуальным соображениям:
o сходству отношений собственности (в первом случае непосредственный производитель имеет доступ к земле только через род или общину, во втором -
через феодальную иерархию владетелей, что равно противостоит капиталистическому принципу неделимой частной собственности);
o некоторым общим особенностям функционирования культуры (огромная инерционность однажды принятых культурных образцов, обычаев, способов действия, трудовых навыков, неиндивидуальный характер творчества, преобладание предписанных моделей поведения и т. п.);
o наличию в обоих случаях относительно простого и устойчивого разделения труда, тяготеющего к сословному или даже к кастовому закреплению.
Перечисленные особенности подчеркивают отличие всех прочих типов общественной организации от индустриально-рыночных, капиталистических обществ [96].
Теории индустриального общества
Индустриальное общество - одна из двух основных (наряду с капиталистическим обществом) категорий, в которых западные социологи анализируют природу развитых обществ и обобщают характер преобразований, отделяющих их от традиционных (родоплеменных и феодальных) обществ [96]. Термин "индустриальное общество" ввел А. Сен-Симон [93], начав теоретическую линию, которую продолжили О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм1 и другие вплоть до широкого распространения теории индустриального общества в США и Западной Европе в 50-60-х годах ХХ в. (Р. Дарендорф, Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл и др.).
С точки зрения современных теоретиков индустриального общества, капитализм - лишь его ранняя, переходная форма, ограниченная обществами Европы Х1Х и начала ХХ в. Поэтому понятие "индустриальное общество", по мнению приверженцев теории индустриального общества, как более объемное следует предпочесть понятию "капиталистическое общество". Последнее - это общество, где индустриальное производство как преобладающая форма экономической организации находится в частных руках, где предприниматель одновременно и собственник, и главный субъект управления трудовым процессом и работниками. Но это совпадение собственности и управления временно. С увеличением масштабов индустрии собственность на капитал впредь не гарантирует контроля над системами власти и авторитета на предприятиях. Промышленное производство, по крайней мере в экономически ведущих фирмах-гигантах, начинают контролировать менеджеры-администраторы. Здесь теория индустриального общества смыкается с технократическими концепциями. Понятие "индустриальное общество" также тесно связано с теорией модернизации как ведущей концепцией общественного развития в современной западной социологии [96].
Согласно теории индустриального общества в таком обществе жесткие сословные преграды исчезают и благодаря расширению социальной мобильности на основе широкой доступности образования начинает преобладать равенство возможностей. Общая тенденция развития современного индустриального общества - это прогрессирующее устранение "внешних", социальных по происхождению неравенств. Остаются "внутренние" неравенства, производные от генетических различий в способностях.
Развитием системы идей индустриального общества стали теории постиндустриального общества [96].
Истоки теории
Варианты теории
Три этапа общественного развития
Факторы перехода к постиндустриальному обществу
Теории модернизации
Эпохи модернизации
Предпосылки модернизации
Условия модернизации
Теория конвергенции