Введение
Итак, в социальной философии истории, как было сказано ранее, существуют два основных подхода к пониманию всемирно-исторического процесса.
Первый подход отстаивает единство исторического процесса, развертывающегося по общим непреложным законам эволюционного развития, предусматривающим поэтапное, поступательное, восходящее движение от более примитивных, низших форм социальной организации к более совершенным, высшим. В русле этого линейного, или спиралевидного, подхода разрабатывались концепции классической философии истории (Вольтер, И. Гердер, Г. Гегель), исторического материализма (К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи), цивилизационного подхода (А. Сен-Симон, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Д. Белл, О. Тоффлер, Р. Арон), теории модернизации и конвергенции (Дж. Гэлбрейт, К. Боулдинг, Ж. Фурастье и др.), стадий экономического роста (У. Ростоу) и др. Общий принцип этих теорий - объективная закономерность социального прогресса как единого поступательного развития общества.
Второй подход рассматривает развитие исторического процесса (человечества в целом, отдельного государства либо тех или иных его сфер - политики, культуры, религии, экономики) в соответствии с определенными циклами и ритмами, согласно которым зарождаются, созревают, стареют, гибнут и снова возрождаются социальные системы и институты. В русле этого круго- или волнообразного подхода разрабатывались теории исторического круговорота (Аристотель, Платон, Дж. Вико, Ш. Фурье), культурно-исторических типов (Н. Данилевский), локальных культур (О. Шпенглер), региональных цивилизаций (А. Тойнби), суперсистем (П. Сорокин) и др. При этом членение мировой истории во временном аспекте на повторяющиеся циклы и ритмы многими авторами названных концепций сочеталось с членением ее на замкнутые, дискретные социокультурные системы. Общий принцип теорий рассматриваемого подхода - повторяющаяся ритмичность, цикличность исторического процесса.
В последнее время появился новый, третий подход, существенно сглаживающий, на наш взгляд, недостатки и односторонность рассмотренных теорий. Он отстаивает многомерность и многовариантность исторического развития, его альтернативность, с одной стороны, и необратимость эволюции - с другой. В русле этого системно-циклического подхода разрабатываются концепции новых наук - кибернетики и синергетики, исследующих общие закономерности разнородных системных образований, прежде всего механизмов динамики социальных систем. Это общие закономерности становления многомерного и многовариантного мира, определяющие одновременно его ритм и поступательность.
Таким образом, два основных подхода к пониманию мировой истории имеют равное право на научное существование, когда они объединяются в третьем, интегрирующем положительное обоих подходов и позволяющем рассматривать социальную динамику с различных сторон и на различных уровнях функционирования и развития социальных систем.
Общая схема развития различных подходов к пониманию социальной истории показана на рис. 3.1.
3.1. Психология истории
Поскольку социальная история есть история конкретных людей, наций, народов и человечества в целом (которое опять-таки состоит из конкретных людей), то, на наш взгляд, правомерно рассматривать ее не только с социально-философской и общесоциологической точек зрения, но и с психологической, позволяющей проследить общезначимые тенденции от личностного до глобально-общественного уровня развития. В этой связи необходимо уточнить основные понятия психологии [27; 49; 52; 58; 59; 61; 82; 114; 123; 125; 126].
Определение общепсихологических понятий
Два основных психических образования
Психические процессы
Проблемы психологической классификации
Аналитическая психология К. Юнга
Экстраверсия-интроверсия
Основные психические функции
Психологические типы
Уточнение понятий