Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Сигнальные системы как инстанции соотношения человека и окружающей среды

В основе различных видов психической деятельности лежит, таким образом, системная организация психических функций, включающая в себя взаимодействие различных инстанций соотношения человека (его внутренней, "психической", среды) и окружающей среды, а также взаимодействие различных участков коры головного мозга, что подтверждается исследованиями видных российских психофизиологов И. Павлова, В. Бехтерева, П. Орбели, П. Анохина и др. К трем главным инстанциям взаимодействия человека с окружающей средой относятся следующие сигнальные системы1:

o инстинкты (от лат. instinctus - побуждение) - форма психической деятельности, тип поведения, который противопоставляется сознательному поведению, выражающемуся в целенаправленной организации и саморегуляции деятельности (т. е. воли). У высших животных, включая человека, первая инстанция для сложных соотношений живой системы и окружающей среды есть ближайшая к полушариям подкорка с ее сложными безусловными рефлексами, вызываемыми немногими безусловными, т. е. с рождения действующими, внешними агентами;

o первая сигнальная система, рождается в больших полушариях головного мозга. С помощью условной связи возникает новый принцип деятельности: сигнализация немногих безусловных агентов бесчисленной массой других анализируемых и синтезируемых агентов, позволяющих очень хорошо ориентироваться в среде;

o вторая сигнальная система - сигнализация словом, речью - формируется в лобных долях мозга человека. Этим вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и обобщение бесчисленных сигналов предшествующей системы с анализированием и синтезированием этих новых обобщенных сигналов - принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире.

Психофизиологической основой преобладания той или иной сигнальной системы выступает деятельность правого и левого полушарий, коры и подкорки мозга человека. Правое полушарие более ответственно за продуктивность образов и эмоций (первая сигнальная система), левое - за восприятие и интерпретацию слов (вторая сигнальная система).

Таким образом, три главных инстанции соотношения человека с окружающей средой представляют собой три своеобразные ступени восхождения от бессознательного через подсознательное к сознанию. Бессознательное, таким образом, обозначает особую психическую область, где сосредоточиваются влечения, стремления, побуждения, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. Подсознательное (или предсознательное) - это особая пограничная область между бессознательным и сознанием, последнее из которых представляет собой совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком окружающего мира и собственного бытия. Наиболее полное развитие такой подход к психике человека получил в психоаналитической психологии 3. Фрейда.

Резюме

Таким образом, психология различает два основных психических образования -

психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые) и психические свойства, выражающиеся в направленности личности, ее способностях и стиле поведения, обусловленном соответствующим темпераментом и характером. При этом психические процессы отображают динамическую сторону психической деятельности, а психические свойства - ее статическую сторону. Кроме того, в психике человека различают области сознательного и бессознательного.

Каждый из психических процессов отображается в психических свойствах личности, к которым относятся качества ума (познавательная сфера), воли (волевая сфера) и чувств (эмоциональная сфера), закрепившиеся в темпераменте, характере и способностях человека. При этом каждый психический процесс протекает как бы между двумя крайними полюсами (интуицией и интеллектом, эмоциями и ощущениями, волей и инстинктами), т. е. представлен как в сознательной (рациональной), так и в бессознательной (иррациональной) областях.

Направленность как психическое свойство может отображать различные психические процессы, что выражается в преимущественной направленности либо на познание, либо на общение (эмоциональная сфера), либо на деятельность (регулятивная, волевая сфера). Темперамент выражает основные психические процессы в трех основных характеристиках - активность, эмоциональность, особенности моторики, что соответственно отражается на характере и стиле поведения в целом. Способности также отображают индивидуально-психологические особенности протекания основных психических процессов, выражающихся в трех типах общих способностей - художественных (преобладание эмоциональной сферы - первой сигнальной системы), мыслительных (преобладание познавательной сферы - второй сигнальной системы) и смешанных (преобладание регулятивной, волевой сферы - равное представительство сигнальных систем). Взаимоотношение психических процессов и психических свойств показано на рис. 3.2.

Взаимоотношение психических процессов и психических свойств в структуре личности

Рис. 3.2. Взаимоотношение психических процессов и психических свойств в структуре личности

Однако кроме выделенных психических процессов и свойств существуют и другие фундаментальные категории - так называемые начала, определяющие психологическую и философскую сущность человека. К этим началам с глубокой древности относят четыре категории - Дух, Душу, Разум и Тело1. При этом Дух (интуиция) как иррациональное начало противостоит рациональному Разуму (интеллект), а Душа (эмоции, чувства) как идеальное начало - материальному Телу (ощущения, сенсорика). Таким образом, иррациональное и идеальное противостоят рациональному и материальному, что соответствует разнонаправленным ориентациям человека либо на духовный, внутренний мир, либо на окружающий, в основе своей материальный мир, а своеобразным "водоразделом" между ними являются воля и иррациональные инстинкты (рис. 3.3).

Взаимоотношение сознания и бессознательного, функций левого и правого полушарий головного мозга, а также основных психических процессов и свойств: 1, 2, 3 - сфера соответственно эмоциональная, волевая и познавательная

Рис. 3.3. Взаимоотношение сознания и бессознательного, функций левого и правого полушарий головного мозга, а также основных психических процессов и свойств: 1, 2, 3 - сфера соответственно эмоциональная, волевая и познавательная

Итак, единство и борьба противоположностей (сознательного - бессознательного, идеального - материального, интровертированного - экстравертированного, динамического - статического) создают многообразие и уникальность структуры личности, которая, являясь микрокосмом, соотносится с макрокосмом - социальной средой, что позволяет провести условную аналогию между психическими и социальными сферами, между психическими свойствами и социальными конструктами.

Следуя этому принципу аналогии, можно заметить, как преобладание в социальном целом (состоящем из множества индивидов, личностей) той или иной сферы (познавательной, эмоциональной, волевой) приводит к смене исторических эпох и времен (например, господства идеализма или материализма), доминированию определенного вида социальной деятельности (духовной, политической, экономической) и соответствующего сословия, являющихся социальными основами каждого отдельно взятого общества.

При таком психологическом подходе к социальной истории теории исторического круговорота предстают как отображение последовательной смены социальных сфер (основных видов социальной деятельности), в чередовании господствующих сословий - четырех основ общества, а теории социального прогресса - как отображение последовательной смены ведущих сигнальных систем, инстанций взаимоотношения социума и окружающего мира, выражающееся в восхождении от бессознательного к сознанию.

Резюме
3.2. Общая схема мировой истории
ИСторические макроциклы
Маятниковые макроциклы
Кругообразные и спиралевидные макроциклы
Резюме
3.3. Исторические мезоциклы
Мезоциклы правления
Мезоциклы культуры
Религиозные мезоциклы
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru