Власть представляет собой форму социальных отношений, характеризующуюся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия (власть экономическая, политическая, государственная, семейная и др.) [52]. Сущностью власти являются отношения руководства, господства и подчинения.
Наиболее важным видом власти является политическая власть, т. е. реальная способность определенной социальной группы или индивида проводить свою волю, определяющуюся в конечном счете объективными потребностями и интересами. Главными средствами ее осуществления являются политика, административные акты и правовые нормы.
Один из видов власти - государственная власть - доминирует в обществе и является основным объектом в политической борьбе. Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами - идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и другими косвенными способами, но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата.
Система власти всегда основана на отношениях субординации, т. е. многоуровневого подчинения, иерархии [52].
Господство
Господство - это механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает разделение социальных групп на господствующие и подчиненные, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение и обособление особого аппарата управления. Власть предшествует господству, хотя не всегда приобретает его характеристики [52].
Соотношение понятий власти и управления
В большей части научной литературы по управлению термины "управление", "администрирование" и "руководство" употребляются как синонимы [56]. Однако на практике в понятие "управление" вкладывается в основном смысл технологической организации объекта управления, т. е. оперативного управления, руководство же - это прежде всего управление людьми, а администрирование - административное управление, основная функция которого состоит в определении политики организации, региона, отрасли, государства. Таким образом, различают две функции - административную, т. е. функцию по разработке политики, и оперативную, собственно управленческую, исполнительскую, которые объединяет и обеспечивает непосредственное руководство людьми [23; 56].
Административное управление - это область управления, занимающаяся целями, функциями и проблемами организационных компонентов как единого целого. Это определение охватывает ее структурные единицы от государства в целом до малого предприятия. Оперативное руководство нацелено главным образом на управление процессом по осуществлению намеченного. Оно связано с решением текущих задач, возникающих при осуществлении запланированных работ, проектов или мероприятий. Чем выше ранг должностного лица, тем большей административной властью он обладает, тем в большей степени влияет на формирование определенной политики, в то время как большая часть времени руководителя низшего ранга уходит на оперативное руководство [56].
Власть представляет собой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякой политики: власть и политика нераздельны и взаимообусловлены [76]. Значение понятия "власть" появилось как перенос понятий уважения, престижа, влияния на должностной статус лица или учреждения. Власть является средством осуществления политики и одновременно ее причиной [76]. По сути она подобна авторитету - одной из основных форм осуществления власти, с помощью которой обеспечиваются контроль за действиями людей и их согласование как в общих, так и в индивидуальных интересах.
Существуют универсальные свойства власти: ее всеобщность (функционирование во всех сферах общественных отношений), способность проникать во все виды человеческой деятельности, связывать людей и социальные группы и одновременно противопоставлять их. Поэтому понятие "власть", как и сама власть, возникает в отношениях между людьми или группами людей, обществом и его частями, т. е. субъектами, наделенными сознанием (индивидуальным или коллективным) и
волей, способностью к руководящей деятельности. "Поле власти" при этом может быть как предельно малым (личность самого человека, власть отца, например), так и предельно большим (например, государственная власть), а также выходящим за рамки государственно-территориального пространства (например, власть идеологий, религий, политических явлений и т. д.). Обобщенная картина власти в обществе и за его пределами представляется системой пространств ("полей") власти разного содержания, разных масштабов и форм, типов и видов [76].
Власть имеет единый принцип деятельности - командование в различных его формах (распоряжение, приказание, убеждение и т. п.). Выраженная в законах, нормах, правилах, запретах, предписаниях, интеллектуальных, волевых и эмоциональных воздействиях власть существует в двух основных формах - реальной и потенциальной, что сближает ее с понятием "лидерство". Общие организационные, регулятивные и контрольные функции власти конкретизируются во множестве видов управленческой деятельности [76]: выборе целей, принятии решений, определении задач исполнителей, их подборе, создании организации, разработке ее структуры и т. д.
Таким образом, в отношениях понятий "власть" и "управление" прослеживаются определенная соподчиненность и взаимозависимость: власть предполагает управление объектом, а управление - осуществление над ним власти. Иными словами, понятие "власть" первично по отношению к понятию "управление", поскольку не каждый работник управления (например, специалисты, технические исполнители, некоторые функциональные руководители) имеет реальную власть, но каждый работник, наделенный властными полномочиями, выполняет вполне определенные функции управления.
Социально-психологические основы власти и управления
Раздел 4. Расы. Народы. Культуры
4.1. Расы человека: пути образования и основные различия
Типология человека
Классификация рас
Большие человеческие расы
Происхождение рас
Резюме
4.2. Происхождение народов