Термин "коллективное бессознательное" ввел К. Юнг для обозначения особого класса психических явлений, которые в отличие от индивидуального (личного) бессознательного являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием коллективного бессознательного выступают архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием [82].
Архетип (от греч. archetiros- первообраз) - это, согласно К. Юнгу, способ связи образов, переходящих из поколения в поколение; это структурные элементы человеческой психики, скрытые в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела, и являются формообразующим началом, присутствующим в психике каждого человека. Архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей; с особой отчетливостью они проявляются в мифических повествованиях, сказках, ритуалах, символах, снах, а также при некоторых расстройствах психики.
Фундамент духовной жизни, согласно К. Юнгу, составляет наследуемый опыт предшествующих поколений, образованный совокупностью архетипов, которые в этом смысле являются прообразами главных идей, основных целей и ведущих ценностей человечества. Поэтому анализ сновидений и психических расстройств в учении К. Юнга тесно связан с изучением компонентов культуры, мифов, религий, фольклора [82].
Психология рас
Человеческие общности, представляющие собой различные биосоциальные организмы, могут рассматриваться, как известно, не только с философской, социологической, антропологической, но и с психологической точки зрения.
Расы человека, представляющие собой наиболее крупные человеческие общности, кроме сугубо биологических различий имеют различия психические, проявляющиеся в преимущественной рациональности (мужское начало) или иррациональности (женское начало), направленности на объект (экстравертированность) или на субъект (интровертированность), преобладании мыслительной, эмоциональной или волевой сферы как психологических основ познания, общения и деятельности. Кроме того, расы, как и все живое, в зависимости от времени возникновения могут различаться также по возрастным признакам. При этом необходимо понимать, что любое использование психологических понятий при характеристике каких-либо социальных, а тем более биологических, общностей всегда носит характер условности. Примерная схема человеческой психики как единого целого изображена на рис. 4.3.
Рис. 4.3. Схема человеческой психики (соотношение сознательного и бессознательного, экстраверсии и интроверсии, психических процессов и психических свойств):
Из истории материков известно, что предполагаемый праматерик разделился в доисторические времена на два антипода (рациональное - иррациональное) - Северный (Лавразия) и Южный (Гондвана) материки, которые впоследствии, двигаясь горизонтально, образовали современные материки Восточного и Западного полушарий (интроверсия - экстраверсия). Западный расовый ствол охватывает расы негроидную (экстравертированную, иррациональную) и европеоидную (экстраверти-рованную, рациональную), а восточный - американоидную (интровертированную, иррациональную) и монголоидную (интровертированную, рациональную).
По возрасту расовые ветви, вероятно, располагаются следующим образом: наиболее старшие и наименьшие по численности (см. табл. 4.2) австралоидные и американоидные, затем негроидные, монголоидные (азиатская ветвь) и европеоидные. Иными словами, из существующих трех больших рас человека экваториальная (черная) является наиболее древней, европеоидная (белая) - наиболее молодой, а монголоидная (желтая) занимает среднее положение1.
По процессуально-психическим свойствам большие расы человека также существенно различаются. Преобладающей психической сферой негроидной расы с большой долей уверенности можно назвать эмоциональную, чувственно-сенсорную. Для монголоидной расы более характерно преобладание волевой, а для европеоидной познавательной сферы (табл. 4. 4).
Таблица 4.4. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬШИХ РАС ЧЕЛОВЕКА
Психологическая особенность | Большая раса | ||
негроидная | монголоидная | европеоидная | |
Преобладание основной психической сферы | Эмоциональная | Волевая | Познавательная |
Психологический тип | Эмоциональный, сенсорный | Волевой, инстинктивный | Мыслительный, интуитивный |
Таким образом, человеческие расы можно дифференцировать по некоторым врожденным, т. е. генетически обусловленным, психическим свойствам, которые накладывают индивидуально-своеобразный отпечаток на представителей различных рас. В соответствии с этим расы различаются по преимущественно мужской или женской ориентации (рациональное - иррациональное), преобладающему типу направленности (экстраверсия и интроверсия), доминированию основной психической сферы (мыслительной, эмоциональной, волевой), историческому возрасту.
Психологические понятия "темперамент", "характер" проявляются, по нашему мнению, в большей степени на следующем за расами таксономическом уровне - уровне народов и других этнических образований.
Психология народов
Славянские народы
Германские народы
Романские народы
Социопсихология религии
Резюме
4.4. Развитие культуры и происхождение власти
Культура
Хозяйственно-культурные типы