1. Каждый этнос имеет определенный исторический возраст, половую ориентацию, преимущественное развитие какой-либо психической сферы, темперамент и направленность, что проявляется в своеобразии национальных характеров и стереотипах национального поведения. Названные особенности этносов изучает этнопсихология, данные которой необходимо использовать в теории и практике социального управления.
2. Современная психология различает свойства процессуально-психические (познавательная, эмоциональная и волевая сферы) и потенциально-психические (темперамент, способности, характер, направленность), дифференцируя и систематизируя которые можно описать типологию этносов.
3. Движущие силы развития человека и этноса выявляются в противоречии между изменяющимися в жизнедеятельности потребностями и реальными возможностями их удовлетворения, а также периодически изменяющимися идеями, главными целями, основными ценностями, заложенными в глубинах коллективного бессознательного. Потребности подразделяются на биологические, социально-психологические и социальные, составляющие своеобразную иерархическую систему. Отбор, развитие и воспитание потребностей, приведение их в соответствие с основными ценностями этноса является одной из главных задач социального управления.
4. Первичные расовые деления на длинно- и короткоголовых, высоко- и низкорослых отображали, предположительно, разделение современных рас на экстравертированные и интровертированные (Западное и Восточное полушария), рациональные и иррациональные (Северное и Южное полушария). Большие человеческие расы различаются не только биологическими, но и психологическими характеристиками, которые проявляются в преимущественной расовой направленности, в преобладающей психической сфере, возрастных и других расово-психологических особенностях. Народы и другие социальные общности также имеют психологические различия, требующие изучения и учета в политической и другой управленческой деятельности.
5. У религий как систем мироощущений есть определенные психологические и социологические корни, что проявляется в их преимущественных установках, направленности, преобладающей силе ведущих психических сфер, а также социальной и этнической принадлежности носителей определенных религиозно-этических идей, формировании и признании соответствующих основных ценностей.
6. Основные ценности человечества - Истина, Добро, Красота, Справедливость - имеют различное ранговое значение не только для определенного этноса, но и для каждого социального слоя этого этноса. Так, Истина (Вера) как ценность доминирует у народов с преобладанием познавательной сферы, что отображается в специфике их религиозно-этических систем (например, индуизм и буддизм). Ценность Добра (Любви) характерна для народов с ведущей эмоциональной сферой жизнедеятельности и соответствующей религией (например, христианство). Ценность Красоты превалирует у народов с преобладающей волевой сферой и соответствующими религиозными воззрениями (например, ислам). Смена ценностей влечет за собой смену религиозно-этических систем как на этническом, так и на глобальном, общемировом уровне.
7. Та же картина наблюдается и внутри этносов, где каждый социальный слой выделяет в качестве основной какую-либо одну из существующих ценностей. Так, для духовного сословия жрецов, идеологов, философов главной ценностью является Истина, для аристократического сословия воинов и администраторов - Красота, а для "третьего сословия" (буржуазии и собственников-производителей) - Добро. Категория Справедливости является основной для неимущего, пролетариализированного слоя слуг, наемников, бродячих артистов, маргиналов и люмпенов. Смена в определенном этносе ведущей, основной ценности указывает, как правило, на смену господствующего положения соответствующего сословия (социального слоя).
Культура
Хозяйственно-культурные типы
Разделение труда
Материнский и отцовский род
Возрастные классы (группы, ступени)
Кочевничество и оседлость
Земледелие и скотоводство
Происхождение власти и социальное расслоение
Потестарная организация