Кризис рабовладельческого общества вызвал нарастание процессов децентрализации, что сопровождалось исчезновением промежуточных звеньев управления [48]. Так, владельцы земли стали сдавать ее в аренду бывшим рабам. В результате функции контроля трудовой деятельности и ее планирования перешли к исполнителю, который стал крестьянином, а за владельцем земли - феодалом - остался только этап стратегии. Таким образом, для феодализма характерна двухзвенная система управления трудовой деятельностью (рис. 4.10).
Ослабление централизации управления и ее положительных аспектов привело к распаду высокоразвитых государств, застою и упадку науки, искусства, культуры. Отсутствие постоянного контроля над крестьянами вызвало их массовое бегство от феодалов, что способствовало формированию постфеодальных общин, где непосредственный производитель материальных благ вновь становился владельцем средств производства (например, казачество). В начальный период существования постфеодальных общин адекватное вознаграждение за труд получали все их члены. Это свидетельствует о том, что основывающиеся на принципах самоуправления общины имели в тот период однозвенную систему управления трудовой деятельностью (см. рис. 4.10).
Таким образом, состояние системы управления трудовой деятельностью начиная с вырождения первобытнообщинного строя в рабовладельческий и заканчивая образованием постфеодальных общин можно охарактеризовать как законченный цикл. Начав свое развитие как однозвенная, система управления последовательно прошла этапы двух-, трех- и четырехзвенности. Затем после крайне нестабильного четырехзвенного этапа количество звеньев в системе начало уменьшаться, и в конце концов она вновь превратилась в однозвенную. Одновременно с изменением звенности системы управления изменялось соотношение ее централизации и децентрализации: увеличение количества звенности сопровождалось усилением централизации и ослаблением децентрализации управления, и наоборот [48].
Капиталистическое общество
Капиталистическое общество вырастает из разлагающихся постфеодальных общин, т. е. общностей, основанных на однозвенной системе управления трудовой деятельностью [48]. Дальнейшая имущественная дифференциация приводит к сосредоточению в руках богатых ремесленников и мастеров не только власти, но и средств производства, что превращает непосредственных производителей материальных благ в рабочих-исполнителей. Начальное капиталистическое производство возникает как простая кооперация на основе двухзвенной системы управления трудовой деятельностью, в которой, по аналогии с системой управления феодализма, обособляется верхнее стратегическое звено, а остальные этапы управленческого разделения труда формируют второе, нижнее звено. Затем после появления мануфактурного производства, которое предполагало дальнейшую дифференциацию трудовых процессов, возникла новая двухзвенная система управления трудовой деятельностью, аналогичная двухзвенной системе управления рабовладельческого общества (см. рис. 4.10). В этой системе управления нижнее звено было представлено рабочим-исполнителем, а осуществление остальных этапов труда сосредоточивалось в руках капиталиста - хозяина средств производства [48].
По мере увеличения масштабов производства и усложнения трудовой деятельности обособливалось звено контролирования труда исполнителей, представленное в основном мастерами, а затем и звено планирования, которое стали представлять менеджеры (управляющие). За капиталистом осталась лишь функция стратега трудовой деятельности. Таким образом, капиталистическая система управления на уровне предприятий становится вначале трех-, а затем четырехзвенной (см. рис. 4.10). Такая же четырехзвенная система управления трудовой деятельностью возникла и на государственном уровне, но масштабы ее были невелики из-за слабо развитой государственной собственности (исключение составляли фашистская Германия и некоторые другие капиталистические государства, где существовали те или иные формы диктатуры). Увеличение звенности капиталистической системы управления сопровождалось усилением ее централизации, что открывало возможности перехода человеческого общества на более высокую ступень цивилизованности. Однако на определенном этапе развития ослабление децентрализации системы управления достигло критического предела, что вызвало пролетарские бунты и революции [48].
Поиск собственниками средств производства более эффективных форм хозяйствования, как и во времена рабовладельчества, привел к тому, что промежуточные звенья выпали из системы управления трудовой деятельностью, усилилась ее децентрализация. Современный капитализм широко использует эффективную двухзвенную систему управления, при которой этапы управленческого разделения труда, такие как контроль трудовой деятельности, ее планирование и исполнение, совмещены в одном нижнем звене. Это стало возможным благодаря тому, что материальное вознаграждение выполняющих эти функции лиц стало зависеть от качества и количества конечных результатов их личного и совместного труда [48].
Таким образом, циклическая эволюция форм системы управления трудовой деятельностью, начиная с первобытного общества, представляет собой маятниковые колебания развития управления от ярко выраженного децентрализованного на основе однозвенной формы к ярко выраженному централизованному управлению на основе четырехзвенной формы с центром равновесия на уровне двухзвенной формы феодального типа. Эти колебания в определенной мере отражают также приближение и удаление непосредственного производителя материальных благ от средств производства. Подымаясь с каждым "взмахом" указанного маятника на более высокую ступень цивилизованности, человечество все более умело объединяет централизованное управление с децентрализованным и соответственно лучше использует их положительные эффекты [48].
Современная двухзвенная капиталистическая система управления трудовой деятельностью имеет довольно выраженный как децентрализованный, так и централизованный характер. Децентрализация достигается путем объединения в нижнем звене этапов планирования, контроля и осуществления трудовой деятельности, а централизация - выполнением первого этапа управления за пределами предприятий. Этот этап - сбор научно-хозяйственной информации, на основе которой разрабатывается фирменная стратегия, осуществляемая различными торговыми биржами, выставками, компьютерными сетями, а также другими специализированными государственными и негосударственными организациями, что позволяет формировать высокоэффективную демократичную центрально-периферическую систему управления трудовой деятельностью [48].
Социалистическое тоталитарное общество
В основе социалистического тоталитарного государства лежала четырехзвенная максимально централизованная система управления трудовой деятельностью [48]. При этом хозяевами средств производства были не производители, а разветвленная иерархия партийных, советских и хозяйственных чиновников (партократия). К разряду исполнителей кроме рабочих, крестьян, служащих относилась огромная армия рабов-заключенных, принудительно трудившихся на различных хозяйственных объектах.
Неуклонное усиление централизации социалистической системы управления происходило за счет ослабления ее децентрализации, что на определенном этапе давало высокую эффективность производства. Затем базисный положительный эффект децентрализации настолько ослабел, что вслед за ним стали ослабевать и положительные эффекты централизации. Это привело тоталитарное, неорабовладельческое общество к полному экономическому, политическому и духовному кризису и в конечном итоге к гибели [48].
Резюме
4.7. Пути организации общества
Общество как биосоциальный феномен
Гено - и фенотипы социальной системы
Базовые составляющие биосоциального феномена
Процессы самоорганизации социальных систем
Организация социальных систем
Дезорганизация как свойство социальных систем
Модели социального развития