Семья, школа и церковь представляют собой, согласно П. Сорокину, средства, тестирующие преимущественно биологические, интеллектуальные и моральные качества индивидов, соответствующие успешному выполнению многих социальных функций. Эти средства представляют собой социальные "сита", и от их природы зависят качество и эффективность оценки, отбора и распределения членов общества по социальным стратам [92]. Так, в древнеиндийской школе брахманов ученики должны были продемонстрировать не только интеллектуальные, но и экстраординарные моральные и социальные качества. Только люди с чрезвычайной силой воли и духа могли выдержать такую социальную селекцию. В результате высокопоставленные группы брахманов состояли из тщательно отобранных людей, далеко превосходящих средний интеллектуальный и моральный уровень.
В древнекитайской школе также уделялось много внимания моральным и социальным качествам, хотя и тестировались в основном знания классики, изысканность литературного стиля и другие подобные качества, имеющие малую практическую значимость и не дающие реального знания о природе причинных связей. Отсюда -
чисто "литературный" характер китайского правящего класса, его неспособность справляться со многими практическими делами, "литературный и непрактический" характер правительства китайских мандаринов, которое представляло собой правительство интеллигенции [92].
В средневековой школе и церкви люди с сильными физиологическими потребностями, особенно с гиперсексуальным влечением, с независимым мнением и антидогматическим складом ума, как правило, не могли пройти через "аскетическое и догматическое сито". Такие люди обычно оставались внизу общества или опускались по социальной лестнице.
Современная школа тестирует в основном интеллектуальные качества и физическую подготовку, не предъявляя особых требований к моральному уровню учащихся. В результате верхние слои общества, рекрутирующиеся из современной образовательной системы, проявляя хорошие интеллектуальные способности, демонстрируют заметную моральную слабость: жадность, коррупцию, демагогию, сексуальную распущенность, стремление к накопительству, цинизм, нечестность и т. д. Естественным результатом современной школы является неспособность улучшить моральный уровень населения в целом [92].
Приведенные П. Сорокиным примеры показывают, насколько сильно качества различных социальных классов (прежде всего высших) зависят от организации образовательных систем, являющихся первичным тестирующим, селекционирующим и распределяющим средством. Поэтому любому социальному реформатору, постулирует П. Сорокин, следует обратить особое внимание на эти средства не только как на институты образования, но в большей степени как на тестирующие и селекционирующие социальные механизмы, поскольку от характера этого "сита" в значительной степени зависит характер как верхних, так и нижних слоев социальной пирамиды [92].
Однако кроме качественного аспекта рассматриваемой проблемы, согласно П. Сорокину, есть еще и количественный: количество людей, проникших благодаря указанным средствам в высшие слои общества. Доля элиты в структуре всего населения - фактор немаловажный, поскольку верхние этажи социального здания должны быть пропорциональны его нижним этажам, иначе здание может рухнуть. А это означает, считает П. Сорокин, что для любого развитого общества существует оптимальное соотношение верхних слоев относительно всего населения, значительное отклонение от которого губительно для общества. Таким образом, потенциально существует возможность перепроизводства и недопроизводства кандидатов в верхние социальные слои.
В зависимости от типа общества, утверждает П. Сорокин, перенасыщенность верхних слоев может быть результатом или непропорционального воспроизводства верхних слоев в неподвижном обществе, или слишком слабых тестирующих социальных механизмов в подвижном обществе. Недопроизводство может произойти вследствие слабо дифференцированного воспроизводства верхних слоев или слишком тщательного отбора кандидатов, поэтому только небольшое количество людей может пройти социальный отбор [92].
Рассмотрим вместе с П. Сорокиным результаты перепроизводства, вызванного слишком мягким отбором или высокой плодовитостью высших слоев. Все перепроизведенные члены будущей элиты не могут найти место в высших слоях, между ними неизбежно возникает острое соревнование за обладание высокими социальными позициями. В иммобильных (неподвижных) обществах это приводит к безжалостной борьбе многих кандидатов на одну и ту же социальную позицию (например, монарха) вплоть до междоусобных войн. Несколько отличны по форме, но сходны по сути результаты перепроизводства элиты в мобильных обществах. Тут перепроизведенная элита также не может найти соответствующего высокого положения, в результате чего "неудачники" остаются неудовлетворенными и начинают организовывать собственные "возвышающие" организации, которые ищут выход в социальном переустройстве или революции. Таким образом, перепроизводство элиты вследствие слишком облегченного действия тестирующих и селекционирующих средств приводит к социальной нестабильности, беспорядкам и революционным переворотам [92].
Подобный результат достигается также путем недопроизводства элиты из-за низкой рождаемости среди высших слоев в иммобильных обществах или из-за слишком строгой системы отбора в обществах мобильных. В этом случае представителей элиты может быть намного меньше, чем необходимо для заполнения всех высоких социальных позиций. Поэтому часть таких позиций приходится отдавать людям, не прошедшим селекцию. Такое распределение, по П. Сорокину, деформирует достоинства строгой селекции, которая может "воспротивиться" стремительному восхождению большого количества людей. В этом случае в нижних слоях аккумулируется неудовлетворенность и создается взрывоопасная ситуация, которой легко может воспользоваться революционно настроенный лидер. Иными словами, такая система снова приводит к социальной нестабильности и беспорядкам [92].
Те же последствия, считает П. Сорокин, наблюдаются также тогда, когда "социальные фильтры" дефективны, если наследственная аристократия вырождается или система тестирования совершенно случайная, а критерии селекции неадекватны (например, наследственный статус отца). Очевидно, что состав высших правительственных слоев, отобранных на этой основе, будет неспособен эффективно выполнять функции управления и окажется несостоятельным. При этом на нижних социальных этажах появится много "врожденных" правителей, которые обязательно попытаются достичь положения, соответствующего их талантам. Социальная стабильность будет нарушаться и сверху - вследствие несостоятельности правительства, и снизу - вследствие "подрывной" деятельности низко стоящих правителей "по призванию". Общий итог все тот же: социальные беспорядки и нестабильность [92].
Сказанное иллюстрирует тезис П. Сорокина о значении правильной организации качественной и количественной сторон "социальных фильтров". В заключение как дополнительную иллюстрацию ученый приводит следующий казус.
Факт ускорения выпуска дипломированных специалистов в современных развитых странах налицо. А это приводит к усилению конкуренции между ними и трудностям в нахождении соответствующего диплому общественного положения. Вывод: увеличивая скорость "производства" выпускников вузов, облегчая процесс окончания университетов, но обращая при этом мало внимания на нравственное воспитание и будучи неспособными обеспечить выпускников подходящими рабочими местами, современные вузы готовят из них неудовлетворенных социальных элементов (людей, недовольных существующим режимом, прямо или косвенно способствующих его свержению). Чтобы приостановить возможные последствия относительного перепроизводства элиты (вернее, псевдоэлиты), необходимо найти для нее соответствующее место или сделать требования, необходимые для учебы в вузах, более строгими, или усилить действие любого другого "социального фильтра" [92].
Профессиональные организации
Профессиональное тестирование и селекция проявляются прежде всего в том, что факт существования особых профессий требует, по мнению П. Сорокина, определенного отбора людей, которые могут войти и укрепиться в той или иной профессии [92]. Иными словами, существование профессионального разделения труда является мощным селекционирующим средством, в результате применения которого члены большей части профессиональных групп отбираются биологически, интеллектуально и морально в соответствии с требованиями, предъявляемыми определенной профессией. Это первая основная форма.
Вторая основная форма социального тестирования и селекции индивидов профессиональными организациями проявляется, по П. Сорокину, в восходящем продвижении, блокировании или нисходящем движении внутри профессиональных рангов и межпрофессиональных слоев. Таким образом, профессиональная организация проверяет или перепроверяет индивидов, подтверждает или видоизменяет "вердикты" семейного, церковного и школьного тестирования, распределяет своих членов в полном соответствии или вопреки решениям "фильтров" общего тестирования.
Третья форма профессионального тестирования, селекции и распределения индивидов выражается в перемещении человека из одной непригодной для него профессиональной сферы в другую, более соответствующую его способностям и призванию. Так, профессиональная группа постоянно контролирует вертикальную циркуляцию индивидов, "исправляет" ошибки профессионального выбора своих членов, передвигает их с неправильно выбранного пути на правильный, распределяет и перераспределяет людей по социальным стратам и подгруппам внутри одного и того же слоя [92].
Стратификация и классовая структура: основные выводы э. гидденса
Резюме
5.5. Измерение социальной стратификации и мобильности
Методика измерения социального статуса
Экономическое подпространство
Политическое подпространство
Профессиональное подпространство
Психологические основы социальной стратификации
Уровни социальной иерархии