1. Социальная стратификация означает разделение общества на слои и страты2. Говоря о социальной стратификации, обращают внимание на неравенство позиций, занимаемых индивидами в обществе [25]. Стратификация по полу и возрасту существует во всех обществах. Сегодня в традиционных и индустриальных странах стратификация выступает в понятиях богатства, собственности и характеризуется доступом к материальным ценностям и продуктам культуры.
2. Может быть установлено четыре главных типа стратификационных систем: рабство, касты, сословия и классы. В то время как первые три зависят от санкционированного правом или религией неравенства, классовое разделение "официально" не признается, но происходит вследствие влияния экономических факторов на материальные обстоятельства жизни людей.
3. Классы возникают из-за неравенства во владении и контроле за материальными ресурсами. Что касается классовой позиции индивида, то она скорее достигается человеком, чем просто "дается" ему от рождения. Социальная мобильность как вверх, так и вниз в классовой структуре имеет весьма характерные черты.
4. Большинство людей в современных обществах более богаты сегодня, чем несколько поколений назад. Богатые используют различные средства для передачи своей собственности от одного поколения к следующему.
5. Наиболее известные и влиятельные теории стратификации развивали К. Маркс и М. Вебер. К. Маркс впервые определил место класса, рассматривая его как объективно данные характеристики экономической структуры общества. М. Вебер принимал подобную точку зрения, но устанавливал два других аспекта стратификации - статус и партию. Статус соотносится с уважением или "социальным престижем" индивидов и групп, партия - с активной мобилизацией групп для обеспечения определенной цели.
6. Класс имеет важнейшее значение в современных обществах. Большинство западных ученых принимают точку зрения, согласно которой население находится в рамках высшего, среднего, рабочего класса и классовое сознание сильно развито.
7. Влияние пола на стратификацию в современных обществах в определенной степени не зависит от класса.
8. В изучении социальной мобильности различается внутри- и межпоколенческая мобильность. Первая означает движение вверх и вниз по социальной шкале индивидуальной жизни человека, вторая - движение через поколения, когда, например, дочь или сын рабочего становятся специалистами. Социальная мобильность имеет ограничения. Большинство людей остаются по положению близкими семье, из которой вышли, хотя расширение профессий "белых воротничков" 1 в последнее время обеспечило широкие возможности мобильности вверх [25].
Итак, неравенство, по утверждению Э. Гидденса, существует на всех этапах человеческого общества. Описывая неравенство, социологи говорят о существовании социальной стратификации. Стратификацию можно определить как структурированные неравенства между группами людей. Общества можно рассматривать как состоящие из страт в определенной иерархии с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее привилегированными у основания [25].
Э. Гидденс различает четыре основные системы стратификации [25]:
o рабство - наиболее выраженную форму неравенства, когда некоторые индивиды буквально принадлежат другим как их собственность;
o касту, которую связывают чаще всего с культурой Индийского субконтинента. Однако термин "каста" не индийского, а португальского происхождения и означает "род" (или "чистый род"). У индийцев для описания кастовой системы используются другие слова, в частности "варна" и "джати". Варны включают четыре категории, ранжирующиеся по социальному престижу. Принадлежат к этим группам и "неприкасаемые", занимая самую низкую позицию. Джати определяют группы, внутри которых кастовые ранги имеют организованный характер;
o сословия, бывшие частью европейского феодализма, но существовавшие также во многих других традиционных цивилизациях. Феодальные сословия включали страты с различными обязанностями и правами: сословие, состоявшее из аристократии и дворянства; сословие, состоявшее из духовенства, которое, имея более низкий статус, имело привилегии; "третье сословие" - слуги, свободные крестьяне, торговцы и художники;
o классы - большие группы людей, различающиеся общими экономическими возможностям, которые влияют на их стиль жизни. Собственное богатство вместе с занятием составляет главное основание классовых различий. Главные классы, существующие в западных обществах: высший (владеющие или прямо контролирующие производственные ресурсы: богатые, крупные промышленники, верхушка руководства), средний (большинство "белых воротничков" и профессионалов), рабочие ("синие воротнички" или занятые ручным трудом); в некоторых индустриальных странах четвертый класс - крестьянство (люди, занятые в традиционных типах сельскохозяйственного производства).
Классы в свою очередь также стратифицированы. Например, отмечает Э. Гидденс, существует тенденция достаточно четкого разделения статуса внутри высшего класса развитых капиталистических стран между владельцами "старых" и "новых" денег. Семьи, чья собственность передается по наследству через несколько поколений, часто презирают тех, кто стал богат благодаря собственной деятельности.
Понятие "средний класс" охватывает представителей некоторых профессий и занятий. Высший средний класс состоит в основном из менеджеров и профессионалов, получивших высшее образование. Низший класс включает в себя конторский персонал, продавцов, учителей, медсестер и др. У большей части низшего среднего класса ("серых воротничков") социальные и политические позиции близки тем, которые характерны для "синих воротничков". Среднее положение между высшей и низшей "прослойками" этого класса занимают собственники малого бизнеса, владельцы частных магазинов и небольших фермерских хозяйств.
Важным источником разделения рабочего класса ("синих воротничков") является уровень квалификации. Высший рабочий класс рассматривается как "рабочая аристократия", члены которой имеют наиболее высокий доход, лучшие условия труда и гарантии работы. Низший рабочий класс занят полу- и неквалифицированным трудом, который требует небольшой тренировки, дает низкий доход и небольшую гарантию занятости [25].
Резюме
П. Сорокина [92]:
1. За исключением периодов анархии и социальных потрясений, в любом обществе социальная циркуляция индивидов и их распределение осуществляются не по воле случая, а носят характер необходимости и строго контролируются различными институтами.
2. Эти институты в целом составляют огромный комплекс механизмов, которые контролируют процесс социального тестирования, селекции и распределения индивидов внутри общества.
3. Церковь, семья и школа, а также профессиональные организации являются не только средствами образования и перемещения людей, но также выполняют функции социальной селекции и распределения индивидов внутри социальной структуры.
4. Исторически конкретные формы институтов селекции и распределения могут различаться в различных обществах и в разные периоды времени, но в том или ином виде они существуют в любом обществе.
5. Механизм социальной селекции и распределения в целом ответствен за тип людей, населяющих верхние и нижние этажи социальной пирамиды, а также за то, какими качествами обладают "аристократия" и представители "нижних классов" общества.
6. Это детерминировано качеством и природой организации селекционирующих институтов и частично характером препятствий, которые они устанавливают для индивидов на всем пути их успешного прохождения через "фильтры". Если эти препятствия злокачественны и неадекватны, то и социальное распределение будет неправильным. В результате все общество будет страдать. Если они адекватны и правомерны, то социальное распределение индивидов приведет к процветанию всего общества.
7. То же можно сказать и о количественной стороне деятельности этих институтов: недо- и перепроизводство элиты влияет на весь социальный строй общества. По возможности желательно избегать и того, и другого.
8. Любой человек, приступающий к переустройству общества, должен обращать особое внимание на проблему правильной реорганизации этих институтов, и прежде всего с точки зрения их тестирующих, селекционирующих и распределительных функций, а уж потом как образовательных механизмов. Если они дефективны под этим углом зрения, то никакое социальное улучшение не принесет длительного и глубокого изменения. В конечном итоге историю делают люди, заключает П. Сорокин [92].
Методика измерения социального статуса
Экономическое подпространство
Политическое подпространство
Профессиональное подпространство
Психологические основы социальной стратификации
Уровни социальной иерархии
Структура способностей
Соотношение структуры управления и структуры способностей
Резюме