Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - 6.1. Краткая история управления

Искусство научного управления - это эволюция, а не изобретение.

Ф. Тэйлор

Понятие "менеджмент" первоначально обозначало умение объезжать лошадей и править ими [57]. В основе этого слова лежит английский глагол to manage (управлять), который происходит от латинского manus (рука). Отсюда термин "менеджмент" буквально означает "руководство людьми". В современной теории и практике социального управления под менеджментом понимают процесс руководства (управления) отдельным работником, социальной группой, социальной общностью и обществом в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие "менеджмент" как процесс достижения цели социальной организации за счет руководства людьми [57].

6.1. Краткая история управления

Рассматривая хронологическую последовательность событий в XX в., можно заметить одну характерную особенность: быстрое развитие теории и практики менеджмента в мире. Действительно, для него наиболее характерно стремительное восхождение от неприметной периферийной дисциплины, которой менеджмент был во времена Ф. Тейлора 2, до основного направления социальной мысли, ведущего общественного и научного института, который сегодня определяет образ жизни миллионов людей [47]. Прежде чем подняться до таких высот, менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных исторических этапов общественного развития.

Религиозный менеджмент

Уже в древнейших обществах - Шумере, Египте и Аккаде - наблюдается трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, по своей сути менеджеров [47]. Это удалось сделать благодаря удачному переформулированию священнослужителями религиозных принципов: если раньше боги требовали человеческих жертв, то позднее, как заявляли жрецы, им стала нужна сугубо символическая жертва, т. е. достаточно, если верующие ограничивались подношением денег, скота, ремесленных изделий и т. п.

По существу, речь идет о первой управленческой революции в истории человеческого общества, в результате которой появился принципиально новый тип деловых людей - еще не предпринимателей, но уже и не религиозных деятелей. Предприимчивые жрецы вскоре стали богатым и влиятельным классом. При этом деньги для них не служили самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государственной деятельности, поскольку жрецы помимо соблюдения ритуальных процедур собирали налоги, управляли государственной казной, регулировали государственный бюджет, ведали имущественными делами. Они прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, юридические записи, выполняли снабженческие, контрольные, плановые и другие функции, относящиеся к практике управления. Побочный результат управленческой деятельности жрецов - появление письменности, которой затем овладели и другие слои населения.

Таким образом, в результате первой управленческой революции менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности жрецов, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие [47].

Административный менеджмент

Вторая управленческая революция произошла приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (17921750 гг. до н. э.), который издал знаменитый свод законов, содержащий 285 законодательных актов управления государством [47]. Свод законов Хаммурапи является ценным памятником древневосточного права и представляет собой очередной этап в развитии социального управления. Уникальное значение этого кодекса, регулировавшего разнообразные общественные отношения между социальными группами населения, состоит в том, что он давал руководство для администраторов обширной империи.

Кроме того, Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая образ самого себя как опекуна и защитника подданных. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было ценным нововведением.

Итак, суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении первой формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, зарождении первых ростков лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения [47].

Через тысячу лет после смерти Хаммурапи Вавилон вновь напоминает о себе как о центре развития практики менеджмента. Царь Новуходоноссор II (605-562 гг. до н. э.) стал автором системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах, первым применил цветные ярлыки, с помощью которых определялась продукция, поступавшая на фабрики и склады каждую неделю. Достижения Новуходоноссора II характеризуют третью управленческую революцию. Если первая была религиозно-коммерческой, вторая - светско-административной, то третья - производственно-строительной.

Множество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме, но наиболее знаменитые из них - система территориального управления Диоклетиана (243-316 гг. н. э.) и административная организация Римской католической церкви, которая и сейчас считается наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций [47].

Религиозный менеджмент
Административный менеджмент
Индустриальный менеджмент
Бюрократический менеджмент
Менеджерская революция
Резюме
6.2. Теория государства древнего мира
Системы Платона и Аристотеля
Теория круговорота государственных форм Полибия
Теория социального устройства Конфуция
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru