Социальная теория и кадровая политика - Щёкин Г.В. - Власть и политическая свобода

Власть и политическая свобода

Обойти власть, по глубокому убеждению К. Ясперса, нельзя. Однако если нет такого человеческого существования, где бы не присутствовала власть в качестве неизбежной реальности, если власть как таковая есть зло, то К. Ясперс задается вопросом: как отвести власти действительно необходимую сферу, как превратить ее в момент порядка, действующий до необходимого предела, как устранить присущее власти зло? [128].

Ответ на эти вопросы, по мнению К. Ясперса, дает происходящая в истории борьба между законностью и насилием. Государство, в котором действует свобода, основанная на законах, называется, как известно, правовым. Правовым государством, считает К. Ясперс, является такое государство, в котором законы принимаются и подвергаются изменению только законным путем. Поэтому необходимо обуздывать власть, всегда готовую нарушить закон - отсюда основанное на законе насилие, направленное против преступления. Право на такое насилие называется легитимностью, основу которой составляет или наследственное право монархов, или большинство голосов на всенародных выборах. Легитимность, считает К. Ясперс, сковывает власть [128].

Человек, по мнению К. Ясперса, имеет два притязания: 1) на защиту от насилия; 2) на значимость своих взглядов и своей воли. Защиту предоставляет ему правовое государство, значимость его взглядов и воли - демократия. В свободном демократическом обществе одни и те же люди не могут долгое время беспрерывно занимать правительственные должности.

Политическая свобода есть демократия, но она выступает в исторически сложившихся формах и градациях. Они, считает К. Ясперс, исключают господство массы (охлократию), всегда выступающей в союзе с тиранией. Предпочтение отдается аристократическому слою, который постоянно пополняется из всех слоев населения в зависимости от личной деятельности, заслуг и успехов и в котором народ видит своих представителей. Формирование аристократии посредством воспитания, проверки ее достоинств и выбора, который лишь в некоторой степени может быть преднамеренным, является, по убеждению К. Ясперса, условием свободной демократии. Непременное требование демократии состоит в том, чтобы эта элита не фиксировалась и не превращалась тем самым в диктаторское меньшинство. Свободные выборы должны служить проверкой ее заслуг и подвергать ее постоянному контролю, вследствие чего стоящие у власти лица сменяют друг друга и возвращаются, вновь появляются на политической арене или окончательно покидают ее. Проведение выборов и формирование политической элиты, по схеме К. Ясперса, осуществляют партии, которых в свободном обществе обязательно существует несколько. При этом наличие влиятельной оппозиции является, по убеждению ученого, необходимым признаком свободного общества. Признаком политической свободы является отделение политики от мировоззрения. И нет такой окончательной стадии демократии и политической свободы, которая удовлетворила бы всех [128].

Основные пути к демократии

Первый путь - приобщение всех людей к знанию в процессе постоянного повышения образования населения, подъем его на более высокий образовательный уровень, постепенный переход от частичного знания к полному (ибо сказанное Ф. Бэконом, считает К. Ясперс, подтвердилось - частичное знание ведет к неверию, полное - к вере).

Второй путь - практическое самовоспитание народа посредством участия большинства в решении конкретных политических задач.

Третий путь - организация избирательной системы, обеспечивающей подлинные всенародные выборы [128].

Основные пути к демократии
Сущность социализма
Сущность техники
Сущность планирования
Бюрократия как средство и самоцель
Основные типы чиновников
Ситуация в современном мире
Резюме
6.6. Менеджмент как наука и искусство социального управления
Управление обществом
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru