С точки зрения социальной психологии можно отметить три основные линии исследования психологии классов [4]:
1) выявление психологических особенностей различных конкретных классов (рабочих, крестьянства, бюргерства и т. д.), являющихся типическими для разных исторических времен (например, социальный характер рабочего, крестьянина, буржуа, аристократа);
2) характеристика классовой психологии разных классов одной эпохи;
3) соотношение классовой психологии и психологии отдельных членов класса. К основным элементам классовой психологии относятся классовые потребности, классовые интересы, социальные чувства, т. е. определенные характеристики эмоциональных состояний, свойственных группе, а также ментальные характеристики, проявляющиеся в привычках, обычаях, традициях и нравах класса. В каждом классе все психические элементы присутствуют одновременно, однако одни из них являются ведущими, доминирующими, что определяет своеобразие классовой психологии. Так, для класса священнослужителей, деятелей религиозного культа ведущей психической функцией является интуиция, с помощью которой возможно постижение истин, лежащих вне сферы рационального и чувственного. Для аристократов-дворян такой функцией является воля, позволяющая осуществлять сознательную управленческую деятельность в административно-государственной и военной областях. Для "третьего сословия" - бюргеров в качестве психической доминанты выступает мышление, обеспечивающее рациональное ведение хозяйства, основывающееся на точном расчете и логической непротиворечивости. Для рабочего класса важной функцией является рациональная чувственность, направленная прежде всего на производство и получение различных материальных благ. Для крестьянства первостепенное значение имеет сенсорный компонент, заключающийся в развитости ощущения и восприятия окружающей природы. Для деклассированных и преступных элементов ведущей психической сферой являются инстинкты, толкающие их на противоправные действия по удовлетворению плохо сдерживаемых низших потребностей.
Предложенная типология основывается на классификации основных психических функций, согласно которой эмоциональная, волевая и познавательная сферы представлены как в сознании (чувства, воля, мышление), так и в бессознательном (ощущения, инстинкты, интуиция)1. Преобладание рациональной или иррациональной функции формирует определенный тип социального характера и определяет его своеобразие и отличие от других социальных типов классовой психологии.
Классовая психология, таким образом, отображает социально-психологические черты, состояния, процессы, типичные для определенного общественного класса, социального слоя. Она порождена социально-экономическим положением класса, его культурным наследием и психическим складом, отражает его образ жизни, содержит его основные представления и взгляды. Носителями классовой психологии являются отдельные личности, выражающие ее в своем мировоззрении, направленности потребностей, интересов, целей, в стиле мышления, общения, совместной деятельности [4].
Психология толпы и масс
Толпа представляет собой бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимосвязанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания [82]. Основными механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств считаются циркулярная реакция (нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение), а также слухи. Различают четыре основных вида толпы [82]:
o окказиональную, связанную любопытством к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария);
o конвенциональную, связанную интересом к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению (например, спортивному состязанию) и готовую, часто лишь временно, следовать достаточно диффузным нормам поведения;
o экспрессивную, выражающую общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т. д.); ее крайнюю форму представляет собой экстатическая толпа, достигающая вследствие взаимного ритмически нарастающего заражения состояния общего экстаза (например, на массовых идеологических или религиозных ритуалах, карнавалах, концертах рок-музыки и т. д.);
o действующую, которая, в свою очередь, включает в себя следующие подвиды: а) агрессивную толпу, объединенную слепой ненавистью к некоторому объекту (самосуд, избиение религиозных и политических противников, представителей определенных рас и народов и т. д.); б) паническую толпу, стихийно спасающуюся от реального или воображаемого источника опасности; в) стяжательную толпу, вступающую в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо благами (деньгами, местами в транспорте, продуктами питания, товарами и т. д.); г) повстанческую толпу, в которой людей связывает общее возмущение действиями властей, она нередко составляет атрибут революционных потрясений и часто перерастает в акт политической борьбы. Однако отсутствие ясных целей, диффузность структуры порождает практически наиболее важное свойство толпы - ее легкую превращаемость из одного вида (подвида) в другой. Такие превращения часто происходят спонтанно. Однако знание их типичных закономерностей и механизмов позволяет умышленно манипулировать поведением толпы в авантюристических целях (что характерно для тоталитарных и авторитарных режимов) либо сознательно предотвращать и прекращать ее особо опасные действия.
С точки зрения французского социолога Г. Лебона, автора книги "Психология народов и масс" (1895), всякое скопление людей представляет собой массу, главной чертой которой является потеря способности к наблюдению и критичности1. Типичными чертами поведения людей в массе становятся обезличивание, что приводит к господству инстинктивных реакций, резкое преобладание чувств над интеллектом; утрата чувства ответственности [4]. Революция, согласно Г. Лебону, - это иррациональное движение масс, а массе нужен вождь, роль которого зачастую берет на себя безответственный политик.
Основными являются такие психологические способы! воздействия на массы [4]:
o заражение - бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям (большие открытые аудитории на концертах, массовые шествия, демонстрации, митинги и т. д.). Например, паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. В условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, являются аплодисменты, исполнение гимнов, провозглашение лозунгов и т.д.;
o внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на группу людей, при котором передается информация, основанная на ее некритическом восприятии. При этом дети более поддаются внушению, чем взрослые, женщины - более, чем мужчины, необразованные - более, чем образованные, а также утомленные люди - более, чем хорошо себя чувствующие. Решающим условием эффективности внушения является авторитет сугге-стора (т. е. осуществляющего внушение);
o подражание - специфика этого явления состоит не в простом принятии внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, а в воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения. Общие закономерности социального подражания сводятся к следующему: подражание происходит от внутреннего к внешнему (например, духу религии подражают раньше, чем ее обрядам), низшие подражают высшим, провинция - центру, менее развитые общности - более развитым.
Резюме
Раздел 8. Теория организации и управления
8.1. Предмет и содержание науки управления
Социальные системы и их структура
Управляющая и управляемая подсистемы
Системы меньшего уровня
Сущность и содержание социального управления
Цели социального управления
Предмет науки социального управления