Организационные формы помощи безработным стали складываться по мере возникновения соответствующих фондов [58]. Созданная в 1919 г. Международная организация труда (МОТ) в одной из первых принятых ею конвенций поставила вопрос об установлении систем бесплатных государственных бюро по занятости. Конвенция предусматривала также создание комитетов из представителей предпринимателей и трудящихся с целью оказания содействия бюро по занятости.
Основной обязанностью государственной службы занятости является обеспечение наилучшей возможности организации рынка труда как неотъемлемой составляющей национальной программы достижения и поддержания эффективной занятости, развития и использования человеческих ресурсов. Служба занятости состоит из национальной системы центров трудоустройства, работающей под руководством государственной власти. Эта система объединяет сеть местных и региональных бюро, количество которых достаточно для обслуживания каждого географического района страны [31; 58].
Служба занятости регистрирует ищущих работу, ведет учет их профессиональной квалификации, опыта и пожеланий, опрашивает их с целью подыскать им работу, в случае необходимости проверяет их физическое состояние и профессиональную подготовку, в соответствующих случаях содействует в получении профессиональной ориентации, подготовке и переобучении; собирает от предпринимателей точные сведения о вакантных должностях и о требованиях, которым должны удовлетворять нужные им работники; направляет на вакантные должности кандидатов с подходящей квалификацией и годных к труду по физическому состоянию. В функции службы занятости входит также принятие мер по трудоустройству безработного. Для этого служба занятости оказывает содействие безработному:
o в перемене профессии для того, чтобы предложение рабочей силы отвечало спросу на нее;
o в облегчении территориальной мобильности для получения работы в районах, где имеются вакансии;
o в обеспечении временного перевода работника из одного района в другой в случае временной нехватки или избытка рабочей силы в том или ином районе.
Служба занятости систематически собирает и изучает имеющуюся информацию по рынку труда и перспективам развития как по стране в целом, так и по отдельным регионам, отраслям промышленности, профессиям. Совместно с государственными и частными организациями она участвует также в разработке социально-экономических планов, направленных на создание благоприятной ситуации относительно занятости [31; 58].
Национальные службы занятости возникли в 20-х годах XX ст. в рамках соответствующих министерств, призванных заниматься вопросами трудового законодательства, инспекцией труда, пособиями по безработице, регулированием трудовых конфликтов и т. п. Службы занятости и ее агентства вошли в структуру государственной системы управления, сотрудники службы занятости являются государственными служащими. Финансируются службы занятости в рамках государственного бюджета, а также из фондов занятости и страхования.
Наряду с государственными службами занятости существуют также платные, коммерческие службы по трудоустройству и частные бюро по найму, не преследующие коммерческих целей, связанные с учебными заведениями, благотворительными и профессиональными организациями [29-31; 58].
Организация деятельности службы занятости
Структура службы занятости включает в себя подразделения, занимающиеся следующими основными проблемами: профессиональная ориентация, профессиональное обучение, организация трудоустройства, социальная защита безработных и ищущих работу [58].
Местные центры и бюро занятости, как правило, имеют два подразделения. Первое из них занимается приемом лиц, ищущих работу, второе контактирует с предприятиями. В функции первого подразделения входит оказание помощи в трудоустройстве лицам, обращающимся в службу занятости. Подразделение, тесно сотрудничающее с предприятиями, призвано удовлетворить заявки на рабочие места за счет имеющихся вакансий, достигая таким образом определенного баланса спроса и предложения на рынке труда. К этим двум подразделениям добавляется третье, не связанное с внешними контактами и приемом посетителей. Оно занимается административными делами, учетом просьб и предложений, ведением карточек, сбором данных о местном рынке труда. В отдельных случаях используются подвижные бригады и уполномоченные по трудоустройству, работающие по установленному графику в определенных промышленных зонах и местностях [58].
Местные бюро трудоустройства являются первичными звеньями национальной системы занятости и, по общему признанию, определяют ее лицо и эффективность деятельности. Структура и расположение этих бюро зависят обычно от административно-географического деления национальной территории.
Помимо местных бюро действуют региональные центры занятости, объединяющие однородные экономические и природные зоны страны (области и районы). В современных условиях региональные центры выполняют в основном следующие функции: осуществляют операции, которые не под силу местным бюро, например координируют усилия государственных и частных учреждений (торгово-промышленные палаты, профсоюзные организации, местные органы власти и т. п.) для решения социальных проблем; оказывают организационную и методическую помощь местным бюро трудоустройства; собирают и анализируют социологические, экономические и статистические данные на региональном уровне. В целом аппарат служащих региональных центров выполняет такие функции, как консультирование предприятий, трудоустройство различных категорий трудящихся, информационное обеспечение и профессиональная ориентация, статистика и изучение рынка труда, содействие занятости и осуществление специальных программ в этой области, ведение документации и сбор публикаций, повышение профессиональной квалификации сотрудников службы занятости [58].
Региональные центры подчиняются непосредственно аппарату государственной службы занятости. В обобщенном виде структура государственной службы занятости включает в себя ряд управлений (отделов) по следующим вопросам: трудоустройство различных категорий населения, передвижение рабочей силы, учет рабочих мест, информационное обеспечение, профессиональная ориентация, консультация организаций, рынок труда, защита занятости, планирование, подготовка методических пособий и инструкций, исследовательская работа, документирование, библиотека и публикации, внешние связи, отдел кадров и их подготовка, переобучение, административные и финансовые вопросы.
Руководство национальной службой занятости осуществляется зачастую на коллегиальной основе, т. е. в состав управленческого органа входят представители других заинтересованных учреждений. При этом главным государственным органом, разрабатывающим и проводящим в жизнь политику занятости, выступает Министерство труда [58].
Примерная структура органов управления занятостью показана на рис. 12.3.
Рис. 12.3. Примерная структура органов управления занятостью
Резюме
1 . Система отношений между людьми относительно обеспечения рабочими местами и участия в хозяйственной деятельности, определяемая особенностями общественного производства, является одной из основных экономических характеристик. Занятость, выражая определенные взаимоотношения людей, выступает непосредственно как функциональная характеристика трудоспособного населения, подразделяющая его на включенных в различные конкретные трудовые процессы и на тех, кто оказывается вне этих процессов. Иными словами, занятость является итоговым моментом отношений распределения работников по роду деятельности [28].
2. Одной из основных задач управления занятостью является установление оптимальной сбалансированности трудовых ресурсов и рабочих мест, которая должна быть обеспечена как по количественным, так и по качественным параметрам.
3. Система управления занятостью охватывает ряд государственных и неправительственных органов, учреждений и организаций, основная цель которых - обеспечить наилучшую организацию рынка труда. Государственная служба занятости состоит из национальной системы центров трудоустройства, работающей под руководством центральной власти.
12.5. Управление трудом
Организация труда
Организация заработной платы
Управление дисциплиной труда
Резюме
12.6. Управление социальным развитием
Социальная политика и ее содержание
Система управления социальным развитием
Формы управления социальным развитием