Томас Гоббс (1588—1679) — английский мыслитель. Родился в семье священника. Окончил Оксфордский университет, получил звание бакалавра, преподавал логику. Был секретарем у Ф. Бэкона. Во время английской революции являлся сторонником О. Кромвеля. В период реставрации королевской династии Стюартов не пострадал потому, что среди членов королевского дома были его воспитанники. Однако главные сочинения философа были запрещены. Основные сочинения: "Элементы законов, естественных и политических" (1640), "Основы философии" (1640—1658), "Философские элементы учения о гражданине" (1642), "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651), "О свободе и необходимости" (1654), "О теле" (1655), "О человеке" (1658), "Бегемот, или Долгий парламент" (1668) и др. Гоббс питал надежды, что его труды, попав в руки просвещенных монархов, помогут существенно усовершенствовать социальный порядок в государствах.
Общество в доправовом состоянии
В "Левиафане", вышедшем в год победы и триумфа Кромвеля, Гоббс изложил свое учение о человеке, государстве и праве. Именем библейского чудовища Левиафана он назвал государство. Вопросы доправового состояния общества, сущности государства, природы права, свободы, необходимости рассматриваются им в контексте общих философских проблем методологического, гносеологического, социально-исторического характера.
Гоббс изображает социальную реальность как мир, в котором никто не может чувствовать себя в безопасности, где над каждым висит угроза насильственной смерти и довлеет страх за собственную жизнь. Агрессивность, воинственность, корыстолюбие движут большей частью человеческих поступков и постоянно порождают антагонизмы между индивидами и общностями.
Гоббс считал, что человек от рождения подвержен животным страстям — страху, гневу, жадности. Неискоренимым и доминирующим мотивом большей части человеческих действий является любовь к себе, а не к другим. Именно эгоизм выступает у Гоббса главным стимулом человеческой активности. Если, например, двое людей, равных между собой в своих естественных желаниях и потребностях, устремляются к одной и той же вещи, которой невозможно обладать вдвоем, то они неизменно становятся врагами. Между ними устанавливаются антагонистические отношения, укладывающиеся в формулу "человек человеку волк".
Впечатления от революции и гражданской войны в немалой степени способствовали формированию гоббсовой концепции человека как существа более жестокого и агрессивного, чем волки, медведи и змеи. Антагонистические отношения между такими существами позволяли каждому делать что угодно против кого угодно, создавали социальную атмосферу "войны всех против всех" (bellum omnium contra omnes), где главным средством разрешения большинства возникавших проблем и противоречий являлось насилие, где индивиды не желали признавать границ, отделяющих дозволенное от недозволенного. Характерно, что задолго до Гоббса и древних римлян еще Платон в своих "Законах" использовал концепт-социологему "войны всех против всех". Он писал о том, что в обществе, где "все находятся в войне со всеми", человек демонстрирует воинственность в трех сферах — в общественной жизни, в частных отношениях и по отношению к самому себе. Эта формула тотальной воинственности имела для европейской мысли не только социологические, но и онтологические истоки, восходя к тезису Гераклита "Война отец всего и царь". Таким образом, человек, при всем своем богоподобии, оказывается жалкой игрушкой своих инстинктов и страстей, своего вопиющего неразумия, несущих страдания и гибель как ему самому, так и тем, кто его окружает.
Сущность государства и природа власти
Законы социального общежития
Право государства наказывать за преступления
Д. Локк
От естественного состояния к гражданскому
Социализация человека
Лекция 4. ПРЕДЫСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ. КЛАССИКИ XVIII—XIX вв.
Ш. МОНТЕСКЬЕ
Естественная и социальная детерминация