Социология - Бачинин В.А. - Социодинамика истории цивилизации

Кант Иммануил (1724—1804) — великий немецкий философ. Родился и прожил всю жизнь в Кенигсберге. Был сыном небогатого ремесленника, получил протестантское воспитание. Учился на богословском факультете, позднее стал доцентом, а затем профессором кенигсбергского университета. Среди разнообразных лекционных курсов, читаемых им студентам, важное место занимали естественное право и этика. Основные труды: "Критика чистого разума" (1781), "Основы метафизики нравственности" (1785), "Критика практического разума" (1788), "Критика способности суждения", "К вечному миру" (1795), "Метафизика нравов" (1797).

Правовая философия и социология Канта основываются на его антропологическом учении, в центре которого человек как существо двойственное, являющееся одновременно и живым организмом, и обладателем духа. Как гражданин двух миров, человек пребывает во власти естественных, эгоистических, имморальных потребностей и одновременно обладает свободной волей, возвышающей его над собственной витальностью, позволяющей быть носителем нравственного закона. Так сформировалась одна из ведущих кантовских антиномий, тезис которой гласит, что человек не свободен, а антитезис утверждает, что он свободен. Именно эта антиномия, по признанию самого Канта, вывела его из "догматического сна", оказалась необычайно продуктивной и стала исходным пунктом его зрелых размышлений, превратилась в эвристическую сердцевину его главных трудов.

Социодинамика истории цивилизации

Согласно Канту, жизнь природы и ход истории не являются бессмысленной и бесцельной игрой форм и сил. Все в них, и в первую очередь существование человека, целесообразно и ориентировано на определенные, не всегда, правда, ясные самим людям цели. Для мировой цивилизации такой целью-задачей выступает полное развитие человеческих способностей. Посредством смены поколений осуществляется продвижение к будущей гармонии. Если в отдельном индивидууме с его ограниченными возможностями и малым сроком жизни все его естественные задатки и способности, как правило, не успевают развиться в полной мере, то в пределах истории человеческого рода такая динамика все более полного раскрытия творческих дарований становится реальностью. Одни поколения своими созидательными усилиями обеспечивают созидательные успехи следующих поколений. Но динамика исторической преемственности не выглядит умиротворяющей идиллией. Мудрая, но суровая природа выдвинула основным средством этого восхождения антагонизмы между людьми. Это привело к тому, что в результате нескончаемой вражды мир погряз во зле, войнах, преступлениях. Данное обстоятельство заставляло мудрецов прошлого сравнивать социальный мир с самыми неблагообразными заведениями — сумасшедшим домом (где люди бессмысленно и жестоко вредят друг другу), ночлежным домом (где людям уготована роль временных постояльцев), исправительным домом (где терпят наказание духи, низвергнутые с небес и превратившиеся в людей), грязной клоакой (где оседают нечистоты, спускаемые из других, высших миров).

Смягчить антагонизмы, обуздать зло можно только путем построения цивилизованного общества, достижения такого гражданского состояния, при котором нормы и законы права наделяют каждого такой мерой свободы, что она может успешно сочетаться со свободой других. Достичь этого чрезвычайно трудно, и одна из причин состоит в том, что люди всегда были склонны употреблять свою свободу во зло другим. В качестве разумных духовных существ они признают необходимость нравственно-правовых ограничений собственной свободы, но как природные, эгоистические существа сами же нарушают эти ограничения. Единственно возможным и достаточно реалистичным путем преодоления этой трудности является неуклонное развитие государственных, политико-правовых институтов, гражданского общества и международных отношений.

Кант большей частью пользовался понятием не гражданского общества, а гражданского состояния, рассматривая последнее как состояние правовое, основанное на трех априорных принципах: 1) свобода каждого члена общества как человека; 2) равенство каждого с каждым в качестве подданных; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Обращаясь к праву, Кант рассматривает его как публичное по своей природе средство внешнего принуждения. С помощью права государство оберегает свободу и достоинство граждан. Оно же эту свободу и ограничивает. Кант дает собственное определение права как совокупности условий, при которых произвольные волеизъявления одних лиц совмещаются со столь же свободными волеизъявлениями других лиц, не мешая и не вредя друг другу.

Учитывая существование правовых норм, люди подчиняются им не из-за сознания внутреннего долга, а из-за страха наказаний. Соблюдение правовых норм является как бы первым шагом на пути к нравственному поведению. Нормы права содержат в себе тот минимум нравственности, без которого общество не может нормально существовать. Право не требует от людей взаимной любви. Люди могут недолюбливать, презирать и даже ненавидеть друг друга, но, подчиняясь законам, они не должны давать волю своим чувствам. Взамен же право гарантирует гражданам поддержание стабильного правопорядка, личную безопасность, сохранность их собственности и многие другие преимущества цивилизованного существования. Эти гарантии предполагают наличие принудительно осуществляемых законов, равенство граждан перед ними, возможность разрешения споров в судебном порядке. В перспективе же становятся возможными динамично-равновесные отношения внутри государства, достаточно совершенное гражданское (правовое) состояние общества в целом. Чтобы этому не помешали внешние силы, государствам необходим продолжительный, а, по возможности, и вечный мир. Одна из главных задач права в том и состоит, чтобы способствовать достижению всеобщего правопорядка и вечного мира, что предполагает: 1) наличие правомерных форм цивилизованного социального порядка внутри государств; 2) свободное согласие государств быть субъектами международных правоотношений, готовность соблюдать их нормы; 3) последующую разработку "космополитического права", строящегося на принципах взаимной благорасположенности государств.

Императивы социального поведения
Социальная ценность естественно-правовых норм
Г. В. ГЕГЕЛЬ
Движущая сила развития мировой цивилизации
Противоречия
Социальный антагонизм
Типология мотивационных противоречий
Свобода
Социальная структура правовой нормативности
Гражданское общество
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru