Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) — один из наиболее крупных представителей немецкой классической философии. Родился в Штутгарте в семье крупного чиновника. Окончил Тюбингенский теологический институт. Был домашним учителем в Берне, редактором газеты в Бамберге, директором гимназии в Нюрнберге, профессором философии в Гейдельбергском и Берлинском университетах. Основные сочинения: "Феноменология духа" (1807), "Наука логики" (1812—1816), "Энциклопедия философских наук" (1817), "Основоположения философии права" (1821), "Философия права" (1826) и др. Посмертно изданы "Лекции по философии истории" (1837), "Лекции по истории философии" (1833—1836), "Лекции по эстетике" (1835— 1838). Философско-правовые воззрения изложены также в небольших работах: "Конституция Германии", "О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве".
Движущая сила развития мировой цивилизации
Исходная посылка всей философии Гегеля — постулат о существовании Абсолютного Духа, или Мировой Идеи как высшей трансцендентной силы, благого первоначала, направляющего жизнь мироздания, ход человеческой истории, развитие общества и культуры. Существующая на земле цивилизация является порождением Абсолютного Духа, а он выступает главным субъектом культурно-исторического процесса. Благодаря его направляющим воздействиям всемирный процесс разворачивается закономерно и целенаправленно. Через хаос случайностей и пеструю путаницу событий высшее начало прокладывает свой путь.
воплощая в происходящем ему лишь одному ведомые замыслы. Дух — великий творец, который, подобно истинному художнику, создает из косной бесформенности одухотворенные формы, из стихий структуры, из беспорядка порядок. В социуме он действует через людей, используя их как свои орудия и двигаясь к своим целям. Даже то, что предстает в истории нелепым и безумным, на самом деле имеет свою рациональную подоплеку, являясь результатом хитростей Мирового Разума, знающего, что он делает и что ему требуется.
Противоречия
У абсолютного сверхсубъекта, приводящего в движение историю, имеется для этого специальное средство — противоречие как универсальная бытийная структура, присутствующая во всех сферах природного, социального и духовного бытия, в том числе и в содержании правовой реальности. Благодаря возникновению, обострению и разрешению бесчисленного множества противоречий осуществляется движение всех форм сущего и должного в мире, обществе и культуре. Через пульсирующие ритмы столкновений различных пар противоположностей любая вещь пребывает в свойственном ей качестве, оставаясь собой и становясь иной, поддаваясь воздействию сил разрушения и активно сопротивляясь им. В свете диалектического принципа противоречия социальная реальность предстает в виде разнообразных коллизий — конфликтов, антагонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов и т. п. Его введение в качестве аналитического инструмента в живую ткань социальных проблем открыло перед философской мыслью возможность избегать теоретического "верхоглядства", позволило проникать в сущностный уровень социальных реалий, обнаруживать их живой пульс, изучать их не в статике, а в динамике. Выявление в социальном феномене внутренних оппозиций противостоящих друг другу сторон — это в определенном смысле схематизация того, что происходит в социальной действительности. В отношениях между противоположностями и за каждой из них всегда остается еще очень многое из того, что невозможно полностью учесть даже в самом обстоятельном исследовании и что составляет истинную "живую жизнь" человека внутри социальной реальности. Это, однако, не может служить препятствием для теоретического анализа, поскольку сами противоречия - это тоже "живая жизнь", причем взятая в ее наиболее существенном измерении.
Диалектическая методология Гегеля позволяет использовать в социально-философских и социологических исследованиях следующие параметры принципа противоречия: I. В каждом социальном феномене содержатся и могут быть выявлены различные по своей значимости пары противоположных сторон, свойств, качеств, функциональных особенностей, взаимообусловливаюших и одновременно взаимоисключающих друг друга, находящихся в отношениях взаимозависимости и вместе с тем обладающих относительной самостоятельностью. 2. Основные признаки отношений противоположностей не только взаимополагание и взаимопроникновение, но и содержательно-функциональная "асимметрия", то есть наличие ведущей и ведомой, доминирующей и подчиненной сторон, каждая из которых обладает собственной тенденцией изменений, подчиненной как внешним воздействиям, так и внутренней логике своего саморазвития. 3. Каждое конкретное социальное противоречие проходит в своем развитии ряд ступеней от возникновения до окончательного разрешения; оно не в состоянии бесконечно долго пребывать в застойном положении омертвевшей антитезы и рано или поздно самоликвидируется. 4. Социальное противоречие обладает "чувственно-сверхчувственной" природой, то есть имеет чувственно воспринимаемую форму, в которую облачено его внутреннее, "сверхчувственное", умопостигаемое содержание, обнаруживающееся по его воздействиям на окружающую действительность.
5. Социальное противоречие представляет собой общественное отношение, где стороны связаны непосредственными и опосредованными, постоянными и переменными, материальными и духовными узами между собой и со всей социальной системой.
6. В зависимости от их содержательно-функциональных особенностей социальные противоречия могут либо способствовать стабилизации общественной системы, упорядочению ее структур, повышению степени ее цивилизованности, либо же, напротив, способствовать ее дезорганизации, дестабилизации и деструкции.
7. Абсолютное большинство социальных противоречий возникают, обостряются и разрешаются при непременном участии социальных субъектов, при посредстве их конструктивных или деструктивных усилий. 8. Социальные противоречия являются следствиями действия одних конкретных факторов и причинами возникновения других, столь же конкретных явлений и процессов. Каждое частное противоречие, разрешаясь, неизбежно ведет к тому, что в пределах этого же социального пространства неизбежно возникают новые противоречия. В этом состоит неустранимый драматизм бытия, где гармония относительна, а противоборство в самых разных его формах абсолютно и неизбывно. 9. За счет динамики возникновения, обострения и разрешения бесчисленного множества конкретных социальных противоречий совершаются благотворные или злокачественные изменения в характере социальной реальности.
Противоречия
Социальный антагонизм
Типология мотивационных противоречий
Свобода
Социальная структура правовой нормативности
Гражданское общество
Государство
Неправо
Лекция 5. СОЦИОЛОГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОТОМОДЕРНА