Социология - Бачинин В.А. - Государство

Наиглавнейшим результатом правотворческих усилий людей Гегель считает государство, поскольку только в нем человек обретает максимальную свободу. Существование государства — это"шествие Бога в мире", высшее выражение разумности, воплощение идей права и свободы, истинно триумфальное самообнаружение благой премудрости Абсолютного Духа ("мир, созданный духом для себя"), реализация божественной воли. Гегель сравнивает государство с произведением искусства, говорит об его архитектонике, соразмерности частей, строгости пропорций, сравнивает его элементы с колоннами, арками, контрфорсами. В основании этого творения — принципы порядка, дисциплины, законности. Наилучшей из всех форм государства Гегель считает наследственную конституционную монархию.

Предназначение человека состоит в том, чтобы жить в государстве, поскольку только оно способно дать каждому возможность вести жизнь цивилизованного субъекта, обладающего правовым и нравственным сознанием. Государство преодолевает и снимает противоречия всех предыдущих социальных форм, всех ранних ступеней исторического развития. Покровительствуя человеку, вбирая личность внутрь своего социального организма, оно требует от него взамен служения, полной самоотдачи, а при необходимости и самопожертвования. И гражданин обязан всегда быть готовым к тому, чтобы пренебречь своими личными интересами во имя интересов государства. Государство несет в себе самоцель своего развития, каковой является его собственное могущество. Индивиды для него — всего лишь средства достижения и сохранения этого могущества. Они не вправе рассчитывать на счастье и тем более требовать его, государству и стоящему за ним Мировому духу нет до их желаний никакого дела. Главная обязанность, моральный долг гражданина состоит в том, чтобы быть покорным воле государства и с готовностью приносить свои силы, способности, таланты и даже саму жизнь на жертвенный алтарь во имя процветания и могущества "земного бога". Здесь обнаруживается глубокое внутреннее противоречие гегелевской концепции: начав с утверждения идеи свободы, он приходит к ее отрицанию. Для того чтобы Мировой Дух, воплощенный в социальное тело государства, успешно восходил по ступеням прогресса, ему нужны жертвы. В итоге человеческие несчастья и страдания, погубленные судьбы и растоптанные жизни переплавляются в этом поступательном движении, перегорают в топке и дают необходимую для восхождения энергию.

Неправо

Гегель ввел в философско-теоретический оборот категорию неправа, обозначив с ее помощью особенную волю, демонстрирующую произвол и свою отдельность от всеобщей воли и всеобщего права. Под всеобщим правом Гегель понимает естественное право. Данное понятие обнаружило не меньшую содержательность, чем противостоящая ей фундаментальная категория права. Право и неправо, являясь в филологическом отношении антонимами, стоят, однако, рядом, подобно тому, как в одних и тех же смысловых рядах пребывают понятия света и тьмы, добра и зла, истины и лжи и т. д. Пользование каким-либо одним из них предполагает непременный ценностно-смысловой фон, создаваемый его противоположностью. Совершенно очевидно, что поскольку существует положительное (позитивное) право, то есть и отрицательное (негативное) право или неправо. Гегель выделяет три формы неправа. Первая - это непреднамеренное, или гражданское неправо. Оно имеет место среди субъектов с наивным, неразвитым правосознанием, не видящим разницы между правом и его противоположностью. Здесь воля не свободна от своих частных интересов. Отстаивая их, индивиды считают правом все то, чего они желают, к чему стремится их воля. За это им не полагается наказания, ибо они в своем ослеплении полагают, что не хотят ничего из того, что противоречит праву.

Вторая форма неправа — обман, позволяющий одним субъектам создавать видимость права для других с тем, чтобы те не замечали подмены, в которой всеобщее заменено особенным, а действительное - кажущимся. В условиях преобладания этой разновидности неправа субъекты способны с уважением относиться к требованиям стоящей над ними особенной воли, пренебрегая при этом императивами всеобщего, естественного права. Обманутые, они верят в то, что власти обходятся с ними соответственно праву.

Третья форма — преступление. Здесь субъект сам желает неправа, даже не пытаясь прибегать к видимости права и не стараясь интерпретировать неправо как право. В преступлении не уважается ни право само по себе, ни право, каким оно кажется человеку, то есть равно отрицаются его объективная и субъективная стороны.

Гегель говорит о таком проявлении неправа, как насилие, которое изначально неправомерно, поскольку в качестве изъявления воли, нацеленной на другую свободную волю, оно разрушает и самое себя. Более того, оно никогда не достигает своей конечной цели - полного, абсолютного подчинения чьей-либо воле. Если человека, как живое существо, можно насильно принудить к чему-либо, подчинить физическую, внешнюю сторону его жизни власти других людей, то его метафизическая свободная воля, его бессмертная свободная душа не могут быть принуждены.

Социум, в котором господствуют антагонизмы, является средоточием всех видов неправа. В нем существует стихия массового сознания с его бессознательной склонностью к непреднамеренному неправу. В нем могут сознательно культивироваться различные виды идеологической лжи и всегда существуют социальные механизмы по воспроизводству преступлений.

Наиболее опасным неправо становится в той среде, где вся государственная машина начинает работать в режиме аристотелевской неправосудности, где она, движимая пафосом отрицательности, разрешает себе использование любых средств ради достижения своих политических целей, где законодательная, исполнительная и судебная власть позволяют себе произвол, где функции правового механизма становятся дисфункциями, а законы перестают соответствовать критериям справедливости. Понятия законности, гуманности, справедливости становятся юридическими фикциями, мнимыми социальными величинами.

Негативное право (неправо) заявляет о себе, если мера принуждения, исходящего от государства, превышает пределы, допустимые в цивилизованном обществе, и поэтому место правового принуждения занимает неправовое насилие. Неправом становится то, чему произвол сообщает силу права. "То обстоятельство, что насилие и тирания могут быть элементом позитивного права, является для него чем-то случайным и не затрагивает его природу" (Гегель Г. В. Философия права. - С. 62). Неправо равнодушно к проблемам свободы и законности, цинично игнорирует коренные интересы граждан и поэтому может существовать только в условиях отсутствия гражданского общества. Таким образом, встав на путь самоотрицания, право превращается в собственную противоположность. Не выполнив своих функций, не справившись с возложенной на него задачей воспрепятствовать превращению мира в ад, право, ставшее неправом, допускает чудовищную по масштабам и низости подмену, а с ней и роковую метамофозу, в результате которых социальный мир начинает проваливаться в "адское" состояние.

Гегель достаточно свободно пользовался категорией неправа, демонстрируя ее семантическую гибкость и подвижность. Так, в предисловии к "Философии права" он пишет о том, что у человека есть возвышенное божественное право мыслить свободно в поисках глубинных оснований предметов. Но если он станет понимать свободу мышления как произвол, как возможность отступлений от общепризнанного и общезначимого, изобретений чего-то особенного, его право не замедлит обратиться в неправо.

Концепт неправа оказался обращен своими смысловыми векторами из XIX в. и в прошлое, и в будущее. Он позволял увидеть в истинном свете, например, каноническое право, некогда обосновывавшее деятельность инквизиции. В нем же содержится возможность стать основанием для анализа юридической практики при тоталитарных режимах XX в.

Неправо
Лекция 5. СОЦИОЛОГИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОТОМОДЕРНА
О. КОНТ
Г. СПЕНСЕР
Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ МОДЕРНА
К. МАРКС
Методологические принципы
Социальная история
Теория классовых антагонизмов
Социальный тип пролетария
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru