Чичерин Борис Николаевич (1828—1904) — русский философ, правовед, социолог. Был профессором Московского университета, городским головой Москвы. Выступал как активный разработчик и проводник естественно-правовых идей. Видел в личности, обладающей автономной нравственной волей, исходный пункт теории права, альфу и омегу правовой государственности.
Статус и предмет социологии права. Для Чичерина социология права еще не выступала в качестве самостоятельной науки. Он видел в ней всего лишь составную часть общей теории государства, а ее задачей считал исследование гражданской и политической жизни со всеми присущими ей социальными противоречиями.
Государство
В представлении Чичерина государство — это единство власти, территории и свободы, скрепляемое воедино законом и принципом справедливости. В этом своем качестве государство — высшая социальная и духовная форма, которую сумела выработать историческая эволюция. Его организационно-структурные предпосылки существовали уже в патриархальной семье, содержащей, наряду с властными отношениями, нравственные начала взаимной любви, общности интересов и целей. Развитие цивилизации привело к тому, что из семьи, как элементарной социальной ячейки, выделились в самостоятельные общественные организации, кроме государства, еще церковь и гражданское общество.
Церковь выступила хранительницей связи человеческой духовности с абсолютным первоначалом бытия.
Гражданское общество
Гражданское общество явилось сферой, стимулирующей разнообразные личные инициативы и оберегающей необходимые для этого организационные и нормативно-правовые предпосылки.
Частная жизнь людей в гражданском обществе не может пребывать вне правовой регуляции и подчиняется преимущественно нормам частного права. То есть гражданское общество пребывает в полноценном правовом пространстве и имеет значение юридического союза. Оно гарантирует равенство всех людей перед законом и одновременно оберегает социокультурное пространство свободы, внутри которого возможны разнообразные формы позитивной самодеятельности, начиная с предпринимательской деятельности и вплоть до самых утонченных духовных занятий. Исходным основанием гражданского общества являются конвенциальные отношения между социальными субъектами, предполагающие, что граждане решают возникающие вопросы самостоятельно, не прибегая к вмешательству государства. Задача последнего состоит только в том, чтобы оградить всех, кто принимает положительное участие в гражданской жизни, от неправовых посягательств с чьей бы то ни было стороны.
Для Чичерина, идущего во многом по стопам Гегеля, гражданское общество и государство — это две взаимодополняющие друг друга социальные формы. Вместе они способны обеспечить разумный порядок, свободу, соблюдение естественных прав человека.
Находясь под достаточно сильным влиянием гегелевских идей, русский мыслитель был склонен, однако, при всей его симпатии к идее гражданскою общества, на первое место все же ставить государство.
Личность
Человек в качестве физического лица с присущими ему стремлениями и интересами выступает и исходным элементом социальной системы. Являясь носителем физических и духовных начал, вынужденный производить и потреблять, он в равной степени зависим и от естественной, и от общественной среды.
Для человека государство и гражданское общество являются равновеликими социальными сферами, внутри которых он пребывает одновременно и постоянно. Находясь в публичных и частных отношениях с ними, личность обязана соответствующим образом организовывать и выстраивать эти отношения, придавать им определенную направленность и важную для обеих сторон содержательность.
Право. Несходство интересов разных индивидов, доходящее часто до прямых столкновений и способное превращаться в открытую борьбу, заставляет общество и государство высоко ценить право с его регулятивными свойствами и ориентированностью на поддержание социального порядка.
Б. А. КИСТЯКОВСКИЙ
Состояние российского правосознания
Сущность государства
Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ
Бихевиористская методология
Моральные и правовые эмоции
Право и мораль
Интуитивное право
П. А. СОРОКИН