Социология - Бачинин В.А. - Состояние российского правосознания

Максим Максимович Ковалевский (1851—1915) — русский социолог, историк, правовед. Окончил юридический факультет Харьковского университета. Преподавал государственное право в Московском университете, был депутатом I Государственной думы и членом Государственного Совета. Принадлежал к позитивистскому направлению в русской социально-правовой мысли. Был одним из основателей юридической компаративистики.

В исследовании "Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права" Ковалевский объяснял сходство социальных институтов у различных народов двумя видами обстоятельств — во-первых, прямыми и опосредованными заимствованиями и, во-вторых, сходством условий, при которых эти институты возникали. Важным следствием проведенного исследования стал вывод о бесплодности внешних усилий, пытающихся навязать тому или иному народу какие-либо новые для него организационные, экономические, политические или правовые институты, если у него нет внутренней предрасположенности к их ассимиляции.

Сравнительно-исторический метод в правоведении позволяет находить общие для разных народов, цивилизаций, культур и для различных эпох социально-правовые нормы, ценности, институты. Он же дает возможность обнаруживать типовые модели правовых отношений и универсальные стереотипы правосознания и тем самым прямо выходить на проблему, которая у М. Вебера получила название проблемы идеального типа.

Значителен вклад Ковалевского в развитие генетической социологии, исследующей происхождение таких социальных институтов как семья, государство, право, нравственность, религия. К ее проблемам применима компаративистская методология, позволяющая привлекать данные самых разных наук и сведения из разнообразных источников.

Ковалевский уделил особое внимание проблеме солидарности, понимая под ней естественно складывающуюся, нормативно и ценностно оформленную, подкрепляемую моральными и правовыми предписаниями форму кооперирования сил и энергии большого числа индивидуумов. В свете такого понимания право предстает у него как нормативная система, функционально ориентированная на приведение индивидуальной свободы в соответствие с требованиями общественной солидарности.

Подобный подход позволял противопоставить антагонистической парадигме марксистов, трактующих право и государство как институты насилия, конвенциально-согласительную интерпретацию права как механизма, обеспечивающего взаимную адаптацию встречных требований отдельной личности и социальной системы как целого.

Б. А. КИСТЯКОВСКИЙ

Кистяковский считал, что социология — это научная дисциплина, задача которой заключается в том, чтобы выявлять универсальные общественные законы, действующие повсеместно и во все времена существования человеческой цивилизации. Отсюда его интерес к проблемам естественного права, в котором он видел прямое свидетельство того, что универсалии и константы в мире права, а значит и предельно общие закономерности его развития, действительно существуют.

Состояние российского правосознания

Для Кистяковского, как теоретика, склонного к философско-социологическому видению действительности, был очевиден тот социально-исторический факт, что в России на протяжении предыдущих столетий отсутствовал цивилизованный правопорядок. С данным обстоятельством оказалось непосредственно связано другое — отсутствие у российской интеллигенции сколь-нибудь серьезного интереса к правовым идеям. Одним из следствий этого явилось то, что российская культура не дала миру ни одного выдающегося трактата по вопросам права. Если у англичан были Гоббс и Локк, у французов — Монтескье и Руссо, у немцев — Кант и Гегель, то у русских, по его мнению, даже самые крупные мыслители не создали ничего существенного в области философии права. В связи с этим можно отметить также характерное для народов России отсутствие уважения к правопорядку. Оно оказалось тесно связано с тем, что в общественном сознании сложился образ государства как деспотического зверя, чудовищного Левиафана.

Сущность государства
Л. И. ПЕТРАЖИЦКИЙ
Бихевиористская методология
Моральные и правовые эмоции
Право и мораль
Интуитивное право
П. А. СОРОКИН
Типология антагонизмов
Исторические типы морально-правовых цивилизаций
Социокультурные основания правовой регуляции
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru