Одним из главных вопросов правовой философии Серебряного века был вопрос о взаимоотношениях права и нравственности. Не случайно в центре внимания Петражицкого оказалась проблема нравственно-психологических оснований правосознания и в первую очередь вопрос об этических и правовых эмоциях. Характерно, что, в отличие от большинства российских исследователей, Петражицкий ставил право над нравственностью, видел в нем более эффективный механизм регулирования социальной жизни.
Петражицкого привлекала проблематика, связанная с психологической, мотивационной стороной правовой регуляции. В то время среди правоведов мало было тех, кто всерьез интересовался достижениями психологии, и еще меньше тех, кто готов был использовать ее достижения применительно к правовой проблематике. В этом отношении Петражицкий выступил как новатор и лидер нового направления — психологической школы права.
По его мнению, существуют некоторые неразложимые, первоначальные эмоциональные акты, являющиеся основой всего того, что человеческое мнение определяет как право. Некоторые современники (в частности, Н. Н. Алексеев) усматривали в этих положениях Петражицкого элементы феноменологической методологии.
Для него эмоции выступали как истинные и определяющие " перводвигатели " социально-правового поведения людей. Своеобразие правовых эмоций состоит в том, что они имеют императивно-атрибутивный характер и способны побуждать индивидов к законопослушному поведению. Они же служат имманентным психологическим основанием, позволяющим субъектам предъявлять юридические требования по отношению к другим лицам и тем самым принуждать их соблюдать правовые нормы, выполнять принятые обязательства, отвечать за свои действия согласно закону. Так, присущее правовым эмоциям чувство обязанности сопряжено с рассудочным пониманием того, что другие субъекты обладают неотъемлемыми правами. Наниматель, например, обязан платить нанятому работнику.
Право и мораль
Право является для общества более высокой ценностью, чем мораль. Это более сложный и более эффективный социальный механизм.
На фоне общепринятого преклонения российской интеллигенции перед нормами нравственности и пренебрежения нормами права, позиция Петражицкого несла в себе установку на поднятие авторитета права, на борьбу с массовым правовым нигилизмом.
Интуитивное право
Петражицкий выступает против распространенного убеждения, будто право — это область исключительно внешнего социального поведения и что не следует принимать во внимание процессы и противоречия, составляющие содержание индивидуальной мотивационной сферы субъекта правоотношений. Он убедительно аргументирует позицию, которая сыграла определяющую роль в формировании психологической школы права и состояла в том, чтобы рассматривать психологию мотивов и эмоций как ведущие конституирующие факторы в функционировании интуитивного права.
Согласно Петражицкому, интуитивный характер имеет право, опирающееся не на внешние нормативные источники, а являющееся результатом внутреннего интуитивного самоопределения личности в сфере правовой реальности.
П. А. СОРОКИН
Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — крупнейший русский социолог XX в. Уроженец Коми-Зырянского края, сын ремесленника и крестьянки. Окончил Петербургский университет. Дипломное сочинение Сорокина "Преступление и кара, подвиг и награда" (1914) вышло отдельной книгой, которая получила высокую оценку научной общественности. Участвовал в революционных событиях, был одним из лидеров правого крыла партии социалистов-революционеров, дважды подвергался арестам. В 1917 г. являлся членом Учредительного собрания и личным секретарем А. Ф. Керенского.
В 1920 г. вышла в свет книга "Система социологии", которую Сорокин публично защитил в качестве докторской диссертации. Когда при Петербургском университете был создан первый в России социологический факультет, то профессор Сорокин стал его деканом.
В 1922 г. Сорокин, негативно относившийся к коммунистической идеологии и советской власти, вынужден был эмигрировать на Запад. Преподавал в американских университетах, был деканом социологического факультета Гарвардского университета, президентом Американской социологической ассоциации. Автор многих фундаментальных исследований, в том числе: "Социология революции" (1925), "Социальная мобильность" (1927), "Современные социологические теории" (1928), "Систематическая антология сельской социологии" (1932), "Социальная и культурная динамика" в 4-х тт. (1937—1941), "Кризис нашего столетия" (1942), "Общество, культура и личность: структура и динамика" (1947), "Социально-философские теории в век кризиса" (1951), "Власть и нравственность".
Исторические типы морально-правовых цивилизаций
Социокультурные основания правовой регуляции
Лекция 8. РОССИЙСКИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МОДЕРН XX ВЕКА
Футуристическая социология советского авангарда
М. М. БАХТИН
Социокультурная версия платонизма
Культурсоциология диалога
Анормативно-нормативное поведение карнавального типа
А. А. ЗИНОВЬЕВ