Карл Густав Юнг (1875—1961) — швейцарский психолог, философ, культуролог, социолог. Он начинал как психиатр в клинике Цюриха, занимался разработкой психологических тестов. В 1906 г. познакомился с 3. Фрейдом. Испытав влияние его учения, стал приверженцем психоанализа, а позднее президентом психоаналитического общества. В 1920—1930-е гг. Юнг отошел от классического фрейдизма с его пансексуализмом. Как некогда Аристотель превратился из ученика Платона в его оппонента, так и Юнг оказался в таком же положении по отношению к Фрейду. В период между двумя мировыми войнами он создал свои главные труды, в которых обосновал собственное направление, названное им "аналитической", или "глубинной" психологией и имеющее большое значение для исследования бессознательных оснований нормативной и, в частности, морально-правовой регуляции социального поведения индивидов и масс. Широта научных интересов привела Юнга к увлечению китайской и индийской религией и философией. Он совершал экспедиции в Африку, где подолгу жил среди первобытных племен.
Юнг рассматривал человеческую психику как энергетическую систему, обладающую "биполярностью", то есть противоположно заряженными началами, между которыми возникают противоречия, драматизирующие внутреннюю жизнь личности.
Коллективное бессознательное
Понятие коллективного бессознательного, занимающее главное место в теории Юнга, обозначает сверхличную память рода, его коллективную душу, являющуюся продуктом психической наследственности, свидетельством исторически-генетической преемственности поколений, связывающим современного человека с его дальними предками.
Коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует нечто вроде общей, единой корневой системы, питающей психическую, духовную жизнь индивидов. Его бесконечно богатое содержание лишь частично зафиксировано мифами, религиозными преданиями, искусством древних и современных народов.
Регулятивные начала, содержащиеся на уровне коллективного бессознательного, предопределяли особенности возникавших на их основе норм нравственности, а также обычного и естественного права. При этом право как унифицированная знаковая система с однозначными формулировками своих требований к индивиду и архаичный миф, ведущий свое повествование о делах давно минувших дней, далеко не всегда пересекаются своими нормативными интенциями и смысловыми сюжетами. Но если двигаться по каузальной цепочке к архаическим первоистокам, то в глубинах родового духа непременно обнаружится общая платформа — почва, из которой взросли и универсальные мифологемы и первопринципы естественного права, — это коллективное бессознательное.
Современные люди пребывают в различных степенях зависимости от коллективного бессознательного. На нижнем уровне пребывают те, кто живет преимущественно в дорефлексивном состоянии, мало чем отличающемся от первобытной бессознательности. Выше стоят индивиды, чья психическая жизнь соответствует критериям начального этапа развития мировой цивилизации. Еще выше находятся те, чье сознание соответствует современным критериям цивилизованности. Их индивидуальные "Я" существуют как бы между двумя огромными сферами: с одной стороны — это внешний нормативный мир современной цивилизации, а с другой — мир коллективного бессознательного. Индивидуальное "я" при этом вынуждено попеременно поворачиваться то к одному, то к другому, воспринимая идущие от них императивы и отыскивая способы согласования возникающих между ними противоречий.
КУРС ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
Лекция 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Структура социологического сознания
Социологический рассудок
Социологический разум
Социологическое воображение
Интеллектуальная социологическая интуиция
Лекция 2. СОЦИОЛОГИЯ И СИНЕРГЕТИКА
Социологическая наука и познавательные возможности синергетики