Социология - Бачинин В.А. - Социологический рассудок

Лекция 1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Структура социологического сознания

Социологическое сознание — это главный инструмент социологического познания, имеющий собственную структуру и особенные функции. Это понятие включает социологический рассудок, социологический разум, социологическое воображение и интеллектуальную социологическую интуицию.

Функциональные особенности социологического сознания состоят в следующем:

1. Имеет дело с конечными, преходящими, относительными, пребывающими в конкретном социальном времени-пространстве (хронотопе) социальными феноменами.

2. Его предмет — социальная реальность, расчлененная на I- элементы, уровни, фрагменты и т. п.

3. Опирается на эмпирические данные, появляющиеся в результате наблюдений, измерений, экспериментов и доступные проверке.

Социологический рассудок

Социологический рассудок представляет собой способность субъекта познавательной деятельности к эмпирическим констатациям и схематизирующим умозаключениям, к расчленениям исследуемых предметностей на составные части, фрагменты, элементы, уровни и т. п.

Характерные особенности социологического рассудка:

1. Имеет дело с очевидностями "точечных" социальных феноменов, отдельных социальных фактов и их совокупностей, то есть с тем, что конечно, преходяще, пребывает в пределах конкретных, локальных хронотопов.

2. Опирается на эмпирические данные, появляющиеся в результате наблюдений, измерений, экспериментов и поддающихся верификации.

3. При построении объяснительных моделей не идет дальше выявления ближайших, непосредственных социальных детерминант, и поэтому получаемые с его помощью выводы пребывают, как правило, в плену мировоззренческих стереотипов и расхожих объяснительных штампов своего времени и своего общества.

4. Обслуживая разнообразные по своей направленности социологические теории, предпочитает иметь дело в каждом отдельном случае либо с конкретным тезисом, либо с его антитезисом.

5. Не признает существования метафизической реальности, категорически отвергает метафизику и не видит возможности для установления продуктивных контактов с нею.

Социологический рассудок, как познавательный инструмент, уверенно ведет себя в замкнутых нормативно-ценностных и смысловых пространствах тех или иных систем. Ему достаточно легко дается техника конструирования теоретических схем в пределах догматики юридического позитивизма. При этом отличительными особенностями рационально-рассудочного понимания являются ограниченность целей, поверхностность и схематизм мировоззренческих, философских, этических суждений.

Социологический разум

По сравнению с социологическим рассудком социологический разум — это более сложный и более совершенный познавательный инструмент. Его основная функция — это структурирование социальной реальности в соответствии с первичными (метафизическими) принципами. С его помощью осуществляется синтез результатов познавательных усилий социологического рассудка и интеллектуально-метафизической интуиции, в результате чего первые включаются в содержательно-смысловой контекст вторых.

Конкретной формой рационально-разумного мышления является социологическая рефлексия как способность социологического разума к исследованию своих отношений с социальной и в том числе с социально-правовой реальностью. Субъекту рефлексии свойственно интересоваться не столько социальной практикой самой по себе, сколько тем, как она отражается и какой вид принимает в структурах его собственного социологического сознания, какие порождает в нем состояния и противоречия.

Социологическая рефлексия позволяет субъекту познания преодолевать свои непосредственные оценочные реакции и погружаться в сплетение сложнейших, опосредованных многими практическими и духовными факторами, содержательно-смысловых зависимостей. Чем развитее социологическое сознание, тем эффективнее его рефлексивная деятельность, тем больше оно способно обнаружить смысловых, ценностных и нормативных аспектов в социальных феноменах. В результате его активности действительные социальные противоречия обретают вторичные знаково-символические формы образов, идей и концептов, помогающих освоению проблем социального бытия.

В распоряжении социологического рассудка и социологического разума находятся специальные понятия — социологические категории. Они выполняют инструментально-познавательную функцию, являясь орудиями-средствами, с помощью которых социальная реальность исследуется в самых разных аспектах и направлениях.

Своеобразие данных категорий заключается в том, что они почти полностью отрешены от какой бы то ни было эмоциональности, образности, художественности и представляют собой инструмент социологической мысли, сосредоточенной на своем предмете. Исключительная рационалистичность обусловила их сильные и одновременно слабые стороны. Сила категориального инструментария состоит в том, что он уже самой своей природой предопределяет особый стиль рассуждений об обществе, при котором критический анализ сопровождается доказательной аргументацией. Что касается его слабости, то она восходит к объективному, онтологически-гносеологическому противоречию, согласно которому "сущее не делится на разум без остатка". Эта формула Гете заставляет исследователей учитывать, что за пределами категориального анализа социальной реальности всегда будет оставаться еще очень многое, имеющее к ней прямое отношение. А это делает необходимым участие в познавательном процессе не только рациональных форм социологического сознания.

Социологический разум
Социологическое воображение
Интеллектуальная социологическая интуиция
Лекция 2. СОЦИОЛОГИЯ И СИНЕРГЕТИКА
Социологическая наука и познавательные возможности синергетики
Основные категории синергетики
Синергетическая детерминация
Антитеза порядка и хаоса
Синергетика и метафизическая социология
Лекция 3. СОЦИОЛОГИЯ ХАОСА
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru