Переход от матриархальных родовых сообществ к патриархальным сопровождался так называемой "неолитической революцией" с характерным для нее переходом к искусной шлифовке камня и использованию металла.
На протяжении существования патриархата распространяется новая форма отношений между мужчиной и женщиной в виде моногамной, парной семьи. Главенствующее место в семье занимает мужчина, а одной из ведущих патриархальных добродетелей становится уважительное отношение к мужу и отцу. Теперь воспитанием детей занимается уже не весь род, как прежде, а в первую очередь родители, что порождает множество индивидуальных различий в характерах людей.
Патриархат — это эпоха, когда зарождается и развивается письменность. В этот же период в целом ряде регионов образуются такие масштабные социальные общности, как народы.
В патриархальном социуме изменяется характер мифологии. Появляется значительное количество сказаний, в которых человек выступает отважным героем, способным не только меряться силами с темными стихиями и олицетворяющими их чудовищами, но и побеждать их в бесчисленных сражениях. В новообрадующихся мифах формулируются нравственные требования и нормы обычного права. Исходящие от богов или героев, освященные их авторитетом, они пополняют традиционный арсенал воспитательных, нормативно-регулятивных средств.
Обычное право начинает играть все более заметную роль в регуляции отношений между индивидами и общностями. Оно становится дополнительным нормативным средством, обслуживающим все более усложняющиеся социальные отношения.
Важное место в системе предписаний обычного права занимает институт кровной мести с присущим ему наказанием виновных за нанесенные обиды, причиненный вред, совершенные злодеяния от лица жертв или их близких. Как воплощение архаических представлений о воздающей справедливости, месть выступала типичным средством регуляции межсубъектных отношений. Как таковая, она была характерна для всех народов на до государственных стадиях исторического развития.
Социум в правовом состоянии
Правовое состояние представляет собой такой уклад общественных отношений, при котором становится возможным цивилизованное единение многого, культурное согласие разногласного и приемлемое для всех относительное единообразие различного. Возникает насыщенная ценностно-нормативным содержанием социальная среда, пребывая в которой субъекты, будь то индивиды или группы, постоянно ощущают ее особый качественный состав, ее специфическое воздействие на себя. Это чем-то напоминает пребывание человека под водой, где более плотная физическая среда охватывает его тело со всех сторон, воздействует на него и тем самым заставляет при движении считаться с ней.
Правовое состояние является противоположностью состояния естественного, доправового. Переход к нему совершался, согласно традиционным представлениям, по доброй воле самих людей, уставших существовать в неупорядоченном мире, кишащем огромным множеством всевозможных опасностей. Лукреций писал с наивной прямолинейностью о том, как человеческий род
. ..Сам добровольно
Игу законов себя подчинил и стеснительным нормам.
Для древнеримского мыслителя альтернативой этому была только лишь "жизнь при насилии вечном".
Правовое состояние закрывает путь перед тотальностью деструктивного духа вседозволенности и открывает доступ разнообразным созидательным инициативам. Оно наделяет индивидов статусом граждан, наделенных определенными юридическими правами и свободами.
Социальной формой, связывающей архаическую нормативность с ее цивилизованными разновидностями, становится обычай. Он обнаруживает себя в трех основных видах: 1) внеправо-вой обычай, нейтральный по отношению к правовым нормам; 2) правовой обычай, являющийся одним из источников права, отвечающий стихийно сложившимся массовым представлениям о справедливости и прошедший в государстве процедуру легитимации; 3) неправовой обычай, противоречащий морально-правовым нормам и принципам цивилизованного общежития, оказывающий на него деструктивное воздействие.
Если общество пребывает в правовом состоянии, то в нем всегда имеются в наличии реальные возможности для конструктивных социальных контактов и взаимодействий. Они коренятся, во-первых, в сходных социальных качествах субъектов, способных служить точками позитивных соприкосновений, а во-вторых, в принципиальной функциональной асимметрии сторон взаимодействия, когда одна умеет и может делать то, что недоступно другой. Последнее обстоятельство располагает к взаимодополняемости усилий при решении обоюдоважных задач, к разнообразным формам кооперирования и прагматической солидарности.
Кант определял правовое состояние как отвечающее критериям общественной (охранительной, взаимоприобретающей, распределяющей) справедливости и позволяющее гражданам свободно пользоваться своими законными правами. Этим оно отличается от естественного состояния, при котором невозможна справедливость, а владение основано на силе, а не на праве.
Если в условиях естественного состояния никто не принуждает индивидов вступать в сколько-нибудь нормированные отношения с другими людьми, то при правовом состоянии, согласно Канту, обнаруживается действенность всеобщего правового закона, который принуждает каждого к налаживанию и поддержанию нормированных определенным образом отношений с другими гражданами.
Правовое состояние настойчиво, при помощи методов убеждения и средств принуждения требует, чтобы стороны-субъекты социальных отношений, оставаясь по ряду признаков противоположностями, находили способы перехода к цивилизованным отношениям сбалансированного равновесия обязанностей и прав. Это вносит в социальное бытие дух упорядоченности и конструктивности, существенно повышает коэффициент сопротивляемости различным энтропийным воздействиям, грозящим рецидивами доправового состояния.
Человек, находящийся внутри правового пространства, обретает чувство защищенности от многих превратностей игры социальных стихий. Введенные в русло цивилизованной нормативности, эти стихии в их урегулированном, укрощенном виде не могут причинить ему слишком большого вреда. Но само их подспудное существование, а также возможность того, что они в какой-то момент могут вырваться на волю, заставляет социальные институты прилагать значительные усилия по удерживанию их под контролем. И поскольку возможность инволюции в форме возврата правового состояния в исходное, естественное сохраняется в любом обществе практически всегда, это требует от цивилизационной системы принятия регулярных превентивных мер по сохранению своих завоеваний.
Социальная дифференциация и стратификация
Социальная мобильность
Социальная адаптивность
Лекция 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Определение социального института
Типы социальных институтов
Общественное мнение — неформальный институт гражданского общества
Общественное мнение о социальном институте смертной казни
Лекция 7. ГОСУДАРСТВО