Практически в каждом обществе существуют возможности для перемещений индивидов внутри социальной системы. Эти переходы отдельных лиц и целых групп с одних социальных позиций на другие могут сопровождаться сменой социальных статусов. В целом данное явление именуется социальной мобильностью.
Социальная мобильность может быть горизонтальной, когда социальный слой остается для субъекта прежним. Она же может быть и вертикальной, то есть предполагающей переход из одного социального слоя в другой.
Общество и государство активно используют рычаги социальной мобильности для регуляции социальных отношений, решения тех или иных задач экономического, политического, правового, идеологического характера. С помощью этих рычагов социальные перемещения способны либо тормозиться, либо существенно ускоряться, либо вообще обретать нисходящий характер.
Можно обозначить две модели вертикальной мобильности. Первая — позитивная, восходящая, возносящая субъектов к вершинам власти, почета, известности, богатства. Вторая — негативная, нисходящая, выглядящая как социальное падение. Ее нижним пределом является социальное "дно", существующее в каждом обществе и служащее обиталищем для всех тех, кто потерпел полное жизненное поражение, утратил волю и силы для борьбы за собственное самоутверждение.
Социальная мобильность вертикального характера обеспечивается тем, что в обществе существуют легальные каналы социальных перемещений. Их всегда довольно много в открытом, цивилизованном обществе. И их может быть предельно мало в обществе закрытого типа.
Успешное движение по таким каналам предполагает наличие у индивида соответствующего набора определенных личностных и профессиональных качеств. Он должен уметь легко преодолевать существующие барьеры общения, неизбежные при взаимодействии представителей разных социальных слоев. Его психика должна быть максимально адаптивной, чтобы при попадании в более высокий социальный слой легко изменять прежний образ жизни и культурные стандарты на новые, соответствующие приобретенному статусу. Так, вчерашний аспирант, ставший доцентом, а затем и профессором, обязан внести соответствующие коррективы в свою речь и манеры. Вначале это делается путем сознательной имитации, ориентированной на существующие образцы и эталоны. Поначалу новая социальная роль требует определенного напряжения, которое в иных случаях временами способно достигать степени стресса. Но постепенно происходит вживание в новую роль и обретенные привычки становятся "второй натурой", то есть вполне естественной, органичной моделью социального поведения.
Тем, кто готов активно участвовать в социальной жизни, стремится к самореализации и самоутверждению, необходимо учитывать то, что каждая общественная система издавна практикует использование двух видов социальных механизмов: тормозящих и ускоряющих вертикальное продвижение. Первые — это социальные фильтры, препятствующие восхождению, не пускающие всех и каждого наверх. В сущности, фильтрами именуются средства отбора из огромного количества желающих только тех, кто в наибольшей степени отвечает существующим критериям и нуждам социальной системы. Поскольку пропускная способность этих фильтров мала, а желающих пройти отбор чрезвычайно много, то на магистральных направлениях, ведущих наверх, всегда обнаруживаются жесткая конкуренция и непримиримая борьба. В этой борьбе редко соблюдаются нормы морали. Чаще всего она ведется в соответствии с всего лишь одним принципом, именуемым вседозволенностью.
Второй тип механизмов — это социальные лифты, способные довольно быстро возносить индивидов на более высокие ступени иерархических лестниц. К примеру, одним из таких лифтов может служить брак с представителем или представительницей более высокого статусного слоя. П. Сорокин отмечал, что одной из характерных черт демократических обществ является большая интенсивность процессов, связанных с вертикальной мобильностью. На различных социальных уровнях обнаруживается значительное количество "лифтов", для которых не существует ни религиозных, ни юридических препятствий для ускоренных подъемов с нижних уровней на высшие.
Характерным и в значительной степени побочным продуктом социальной мобильности являются маргинальные личности. К ним относятся все те индивиды, чьи усилия по социальной самореализации не увенчались успехом и которые не смогли занять отвечающие их притязаниям "ячейки" в существующих социальных структурах. Подобная статусная нестабильность присуща иммигрантам, детям от смешанных браков (в условиях межнациональных конфликтов), обращенным в новую для них религию. Чувствуя себя везде "немного своими и немного чужими", маргиналы сталкиваются с множеством препятствий, затрудняющих их социальное перемещение по существующим вертикалям иерархических структур.
Одной из негативных разновидностей социальной мобильности является социальная диссоциация. Она представляет собой сумбурную динамику разъединения сложных социальных систем-сообществ, протекающего под воздействием неблагоприятных внешних обстоятельств кризисного, аномийного характера.
Диссоциация выглядит как разобщение индивидов, их разъединение, взаимоотчуждение. Когда общественные силы и институты, призванные обеспечивать социальную интеграцию, слабеют, перестают выполнять свои объединительные экономические, политические, морально-психологические и прочие функции, диссоциация обретает массовый характер социального бедствия.
Массовая диссоциация выступает, по сути, промежуточной формой между двумя полярными состояниями общественной системы. С одной стороны, это здоровая стабильность с присущей ей оптимальной мерой социальной мобильности. С другой — хаос "броуновского" социального движения, где индивиды перемещаются не по устоявшимся каналам, а несутся в социальных вихрях играющей их жизнями капризной судьбы. Социальная диссоциация разделяет и вместе с тем связывает оба эти состояния.
Социальная адаптивность
Адаптивность — свойство, позволяющее системе приспосабливаться к внешним для нее требованиям и тем самым обеспечивать себе самосохранение и возможности успешного развития в дальнейшем. Данное качество играет определяющую роль в функционировании регулятивных механизмов и в том числе механизма права в социуме. Чем сложнее цивилизационная система в содержательно-функциональном значении, чем развитее ее подсистемы и элементы, тем острее необходимость в эффективных средствах сглаживания тех противоречий, что неизбежно возникают при столкновениях интересов целого и его частей. В этой ситуации возникает следующее распределение ролей: 1) цивилизация требует от своих подсистем и элементов, чтобы они адаптировались к условиям, необходимым для ее самосохранения и развития; 2) индивиды, группы, общности выступают как адаптанты, от которых требуется, чтобы они приспосабливали свое поведение к нуждам цивилизационной системы; 3) право берет на себя роль нормативного механизма, осуществляющего взаимную адаптацию цивилизации и социальных субъектов друг к другу. Задача права состоит в том, чтобы уравновешивать и приводить в функциональное соответствие противоположные силовые векторы внутри цивилизационной системы. Его целью является поиск взаимоприемлемых решений, обеспечивающих состояние динамического равновесия и позволяющих системе выступать как единое кооперированное целое, решающее общие для всех социальные задачи. Право требует от социальных субъектов нормативного, законопослушного, адаптивного поведения, приспособленного к содержанию общего цивилизационного контекста. То обстоятельство, что в его распоряжении находятся нормы и законы, как эффективные средства по адаптированию индивидуального поведения к внешним социальным условиям, позволяет отнести право к разновидности адаптивных механизмов.
Лекция 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Определение социального института
Типы социальных институтов
Общественное мнение — неформальный институт гражданского общества
Общественное мнение о социальном институте смертной казни
Лекция 7. ГОСУДАРСТВО
Социальная природа государства
Абсолютистское государство
Авторитарно-полицейское государство