Переход от матриархальных родовых сообществ к патриархальным сопровождался так называемой "неолитической революцией" с характерным для нее переходом к искусной шлифовке камня и использованию металла.
На протяжении существования патриархата распространяется новая форма отношений между мужчиной и женщиной в виде моногамной, парной семьи. Главенствующее место в семье занимает мужчина, а одной из ведущих патриархальных добродетелей становится уважительное отношение к мужу и отцу. Теперь воспитанием детей занимается уже не весь род, как прежде, а в первую очередь родители, что порождает множество индивидуальных различий в характерах людей.
Патриархат — это эпоха, когда зарождается и развивается письменность. В этот же период в целом ряде регионов образуются такие масштабные социальные общности, как народы.
В патриархальном социуме изменяется характер мифологии. Появляется значительное количество сказаний, в которых человек выступает отважным героем, способным не только меряться силами с темными стихиями и олицетворяющими их чудовищами, но и побеждать их в бесчисленных сражениях. В новообрадующихся мифах формулируются нравственные требования и нормы обычного права. Исходящие от богов или героев, освященные их авторитетом, они пополняют традиционный арсенал воспитательных, нормативно-регулятивных средств.
Обычное право начинает играть все более заметную роль в регуляции отношений между индивидами и общностями. Оно становится дополнительным нормативным средством, обслуживающим все более усложняющиеся социальные отношения.
Важное место в системе предписаний обычного права занимает институт кровной мести с присущим ему наказанием виновных за нанесенные обиды, причиненный вред, совершенные злодеяния от лица жертв или их близких. Как воплощение архаических представлений о воздающей справедливости, месть выступала типичным средством регуляции межсубъектных отношений. Как таковая, она была характерна для всех народов на до государственных стадиях исторического развития.
Социум в правовом состоянии
Правовое состояние представляет собой такой уклад общественных отношений, при котором становится возможным цивилизованное единение многого, культурное согласие разногласного и приемлемое для всех относительное единообразие различного. Возникает насыщенная ценностно-нормативным содержанием социальная среда, пребывая в которой субъекты, будь то индивиды или группы, постоянно ощущают ее особый качественный состав, ее специфическое воздействие на себя. Это чем-то напоминает пребывание человека под водой, где более плотная физическая среда охватывает его тело со всех сторон, воздействует на него и тем самым заставляет при движении считаться с ней.
Правовое состояние является противоположностью состояния естественного, доправового. Переход к нему совершался, согласно традиционным представлениям, по доброй воле самих людей, уставших существовать в неупорядоченном мире, кишащем огромным множеством всевозможных опасностей. Лукреций писал с наивной прямолинейностью о том, как человеческий род
. ..Сам добровольно
Игу законов себя подчинил и стеснительным нормам.
Для древнеримского мыслителя альтернативой этому была только лишь "жизнь при насилии вечном".
Правовое состояние закрывает путь перед тотальностью деструктивного духа вседозволенности и открывает доступ разнообразным созидательным инициативам. Оно наделяет индивидов статусом граждан, наделенных определенными юридическими правами и свободами.
Социальной формой, связывающей архаическую нормативность с ее цивилизованными разновидностями, становится обычай. Он обнаруживает себя в трех основных видах: 1) внеправо-вой обычай, нейтральный по отношению к правовым нормам; 2) правовой обычай, являющийся одним из источников права, отвечающий стихийно сложившимся массовым представлениям о справедливости и прошедший в государстве процедуру легитимации; 3) неправовой обычай, противоречащий морально-правовым нормам и принципам цивилизованного общежития, оказывающий на него деструктивное воздействие.
Если общество пребывает в правовом состоянии, то в нем всегда имеются в наличии реальные возможности для конструктивных социальных контактов и взаимодействий. Они коренятся, во-первых, в сходных социальных качествах субъектов, способных служить точками позитивных соприкосновений, а во-вторых, в принципиальной функциональной асимметрии сторон взаимодействия, когда одна умеет и может делать то, что недоступно другой. Последнее обстоятельство располагает к взаимодополняемости усилий при решении обоюдоважных задач, к разнообразным формам кооперирования и прагматической солидарности.
Кант определял правовое состояние как отвечающее критериям общественной (охранительной, взаимоприобретающей, распределяющей) справедливости и позволяющее гражданам свободно пользоваться своими законными правами. Этим оно отличается от естественного состояния, при котором невозможна справедливость, а владение основано на силе, а не на праве.
Если в условиях естественного состояния никто не принуждает индивидов вступать в сколько-нибудь нормированные отношения с другими людьми, то при правовом состоянии, согласно Канту, обнаруживается действенность всеобщего правового закона, который принуждает каждого к налаживанию и поддержанию нормированных определенным образом отношений с другими гражданами.
Правовое состояние настойчиво, при помощи методов убеждения и средств принуждения требует, чтобы стороны-субъекты социальных отношений, оставаясь по ряду признаков противоположностями, находили способы перехода к цивилизованным отношениям сбалансированного равновесия обязанностей и прав. Это вносит в социальное бытие дух упорядоченности и конструктивности, существенно повышает коэффициент сопротивляемости различным энтропийным воздействиям, грозящим рецидивами доправового состояния.
Человек, находящийся внутри правового пространства, обретает чувство защищенности от многих превратностей игры социальных стихий. Введенные в русло цивилизованной нормативности, эти стихии в их урегулированном, укрощенном виде не могут причинить ему слишком большого вреда. Но само их подспудное существование, а также возможность того, что они в какой-то момент могут вырваться на волю, заставляет социальные институты прилагать значительные усилия по удерживанию их под контролем. И поскольку возможность инволюции в форме возврата правового состояния в исходное, естественное сохраняется в любом обществе практически всегда, это требует от цивилизационной системы принятия регулярных превентивных мер по сохранению своих завоеваний.
Социальная мобильность
Социальная адаптивность
Лекция 6. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
Определение социального института
Типы социальных институтов
Общественное мнение — неформальный институт гражданского общества
Общественное мнение о социальном институте смертной казни
Лекция 7. ГОСУДАРСТВО
Социальная природа государства