Социология - Бачинин В.А. - Социальная природа государства

Социальная природа государства

Государство — это социогенная властная структура, пронизывающая весь общественный организм и осуществляющая функции управления, поддержания социального порядка, законотворчества, самозащиты от угрозы внутренних и внешних деструкции.

Природа государства трансгрессивна: оно практически всегда обнаруживает склонность его властных прерогатив к самовозрастанию и расширению полномочий. Средствами, сдерживающими этатистскую трансгрессию, являются правозащитная система и гражданское общество. Они оберегают права граждан от административного произвола государственно-бюрократического аппарата, заставляют государство постоянно корректировать свои властные действия и вводить их в рамки правовых норм и законов, сдерживают содержащуюся в его деятельности тенденцию к чрезмерной централизации и бюрократизации.

Важнейшим фактором развития государства является диалектика его взаимоотношений с обществом, которое может не быть гражданским, а может являться таковым частично или полностью. Этими взаимоотношениями определяется тип государства. Так, социальная практика целенаправленного изничтожения ростков гражданского общества, жесткая блокировка любых попыток граждан отстаивать свои естественные права является признаком неправовых государств авторитарно-полицейского, деспотического и тоталитарного характера.

Когда государство и становящееся гражданское общество движутся по пути взаимной адаптации друг к другу и постепенно превращаются в равновеликие социальные силы, есть основание говорить о правовом государстве, которое может быть как республиканским, так и монархическим (просвещенная конституционная монархия). В этих условиях трансгрессивность индивидов и аналогичная трансгрессивностъ государственного организма взаимно погашаются буферными механизмами правовой культуры, что привносит в существование и функционирование государства такое качество, как цивилизованность.

Абсолютистское государство

Абсолютистским является то государство, где вся полнота власти сосредоточена в руках одного лица. Государство при этом выступает в качестве некоей сверхмашины, которая приводится в движение не просто единым, а единоличным разумно-волевым началом.

В этом отношении абсолютизм противоположен конституционализму, распределяющему властные полномочия между различными ветвями власти и практикующему систему взаимных ограничений этих полномочий.

Компромиссом между абсолютизмом и конституционализмом является конституционная монархия, стремящаяся объединить в себе свойства обеих форм.

Для абсолютизма главная социальная задача состоит в обеспечении успешного функционирования единого, целостного государственного организма. Этот организм должен уметь успешно преодолевать все центробежные тенденции, довлеть над пестротой корпоративных интересов множества социально-политических группировок и подчинять их своей воле.

Для решения разнообразных тактических задач субъектом абсолютной власти создается особый контингент профессиональных управленцев — государственная бюрократия. Не входя в число традиционных сословий, она активно способствует трансформации феодального государства в авторитарно-бюрократическое. При ее прямом участии происходит постепенное изживание феодальных реликтов, а государственное управление приобретает все более механистический, бездушно-машинный характер, обеспечивая высокую степень централизованности и позволяя верховному правителю сохранять в своих руках монополию публично-правовой власти.

Абсолютистское государство практически всегда имеет собственную иерархию ценностных и нормативных приоритетов, свою идеологию, мораль, философию и активно насаждает их в социальной практике.

Абсолютизм способен выступать как в жестких, почти варварских формах откровенного деспотизма, так и в смягченном, вполне цивилизованном виде просвещенной, конституционной монархии. Он может позволять себе систематические нарушения естественных прав простых людей, демонстрировать неуважение к их свободной воле и человеческому достоинству. Но он же может вполне лояльно относиться к естественным правам и свободам граждан.

При одних социально-исторических обстоятельствах абсолютистские государства строят свои отношения с народом в русле стереотипов демонстративного патернализма. В других случаях эти отношения могут разворачиваться в антагонистическом ключе, когда одной стороне дозволено безраздельное господство, а от другой требуется беспрекословное повиновение.

Абсолютистское государство
Авторитарно-полицейское государство
Тоталитарное государство
Правовое государство
Лекция 8. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Сущность гражданского общества
Историческая социодинамика гражданского общества (Западная модель)
Личность создателя гражданского общества
Историческая социодинамика гражданского общества (российская модель)
Внутренняя противоречивость гражданского общества
© Westudents.com.ua Всі права захищені.
Бібліотека українських підручників 2010 - 2020
Всі матеріалі представлені лише для ознайомлення і не несуть ніякої комерційної цінностію
Электронна пошта: site7smile@yandex.ru