Сущность гражданского общества
Гражданское общество представляет собой сложную, многомерную социальную целостность. Будучи открытой, самоорганизующейся системой естественно складывающихся социальных отношений между индивидами как частными лицами, гражданское общество существует в полном соответствии с принципами синергетики. Оно активно обменивается энергией и информацией со своим главным контрагентом — государством.
В гражданском обществе каждый человек предстает не как подданный государства, но как самоценный индивидуум, имеющий свои личные жизненные цели. Эти цели могут либо совпадать с интересами государства, гражданского общества, всего совокупного социального целого, либо противоречить им.
К отношениям, составляющим структурные связи внутри гражданского общества, относятся семейно-родственные, воспитательно-образовательные, нравственные, творческие, религиозные, товарно-денежные и многие другие взаимозависимости. Они связывают людей личными интересами и потребностями материального и духовного характера. Культивируя эти связи, люди могут иметь своей целью не столько государственное благо, сколько личное благополучие и счастье.
В формально-структурном аспекте гражданское общество представляет собой совокупность существующих, нарождающихся и активно функционирующих общностей — добровольных объединений, союзов, организаций. Одна из ведущих задач всех этих общностей состоит в том, чтобы дать индивидам возможность общаться на почве сходных практически-духовных интересов. Они не позволяют гражданам уподобиться некой россыпи автономных атомов и предлагают множество форм социальной кооперации. Через них гражданское общество, как социальный макроинститут, поощряет различные проявления человеческой солидарности.
Стихийно возникающие корпорации граждан способны не только удовлетворять их разнообразные потребности, но и защищать их интересы и естественные права от чрезмерного диктата государства.
По большому счету гражданское общество ради того и существует, чтобы защищать естественное право каждого гражданина на частную жизнь, куда входят сферы семейных отношений, досуга, домашнего хозяйства, дружеских и интимных связей, а также область внутренней, духовной жизни личности.
Есть все основания утверждать, что если в конкретном социуме никто не посягает на естественное право человека на его частную жизнь и духовно-нравственную автономию, то такая социальная система вполне отвечает критериям цивилизованности.
Если сопоставлять такие социальные величины, как государство и личность, то их разномасштабность позволяет государству уверенно присваивать себе главенствующую роль. С его точки зрения интересы отдельной личности и его собственные интересы в принципе не могут быть равнозначны.
Но если государство с удовлетворением воспринимает такое положение дел, то индивид далеко не всегда готов его принять. И вот здесь ему на помощь приходит гражданское общество в качестве идеи и социальной реалии. Именно оно, стоящее на страже естественных прав "маленького человека", способно постоянно защищать их от посягательств грозного "Левиафана". Оно готово ставить интересы обеих сторон в один аксиологический ряд, искать и разрабатывать реальные практические средства для их действительного социально-правового уравновешивания.
Историческая социодинамика гражданского общества (Западная модель)
Гражданское общество — довольно позднее историческое образование. Это феномен западной правовой цивилизации Нового времени. Его возникновение предполагало два главных условия -переход традиционного, феодального общества в индустриальную фазу развития и возникновение масштабных генераций эмансипированных граждан, сознающих неотъемлемость своих естественных прав.
Гражданское общество потому и возникает столь поздно, что до Нового времени в условиях европейской цивилизации для него фактически не существовало необходимых социально-исторических предпосылок и в первую очередь свободной личности с внутренне содержательным индивидуальным "Я", развитым до такой степени, чтобы возник соблазн поставить его в один ценностный ряд с государственным "Мы".
Если рассматривать гражданское общество как самоорганизующуюся систему, однопорядковую с такими же естественно возникающими и самоорганизующимися образованиями, как этнос и нация, то различия между ними будут заключаться в следующем: внутри этноса преобладает власть обычаев, имеющих глубокие бессознательные корни, нациями движут стихийные национальные чувства, а внутри гражданского общества основной движущей и консолидирующей силой является развитое правосознание граждан.
Начиная с XV в. в Европе шло развитие промышленного производства. Одновременно с плавной и вместе с тем неуклонно набирающей силу и масштабы индустриализацией складывались государства нового типа, изменялась социальная структура общества, росло городское население, возникали новые социальные группы и классы. С изменениями экономических оснований социальной жизни, появлением рынка труда, товаров и услуг происходили перемены в образе жизни, психологии, правосознании значительного числа людей, повышался статус науки и образования.
Все это происходило на фоне роста экономического могущества целого ряда европейских государств. Вокруг наиболее крупных из них складывался особый социально-экономический универсум, или "мир-экономика" (Ф. Бродель). Государство, располагавшееся в центре такого "мира-экономики", всегда было незаурядным, сильным, динамичным, зачастую довольно агрессивным, способным внушать ближним и дальним соседям уважение и даже страх. Таковыми являлись Венеция в XV в., Голландия в XVII в., Англия в XVIII—XIX вв. Они имели сильные правительства, добившиеся стабильного социального порядка внутри их стран, гарантировавшие предпринимательские и торговые свободы, способные при решении внешнеэкономических и внешнеполитических проблем прибегать к насилию. Эти государства в лице их правящих элит были готовы делить свою власть с капиталом. Служа себе, они служили и капиталу, организовывали процесс восхождения буржуазии и политическую практику меркантилизма для высшего и среднего классов.
Все эти процессы активизировали динамику становления европейских гражданских обществ, призванных уравновесить властные амбиции сильных государств, не позволить последним превратиться в политических монстров, заполнить собою все социальное пространство и обратить "мир-экономику" в малое подобие "административной вселенной".
С отказом от традиционной системы замкнутых натуральных хозяйств, с распадом жестких феодальных структур и развитием товарно-денежных отношений перед индивидом расширяется социальное пространство свободы. У него появляются значительные возможности в выборе занятий и форм социального самоопределения и самоутверждения.
Историческая социодинамика гражданского общества (Западная модель)
Личность создателя гражданского общества
Историческая социодинамика гражданского общества (российская модель)
Внутренняя противоречивость гражданского общества
Цивилизационные функции гражданского общества
Противоречия между государством и гражданским обществом
Публичное и частное право как модификация антитезы государства и гражданского общества
Личность в гражданском обществе
Права социального субъекта как гражданина