Публичное право представляет собой совокупность норм и законов, регулирующих отношения между государственными институтами и защищающих интересы государства как целостного социального организма. Оно выступает как юридически оформленная потребность государственного целого в самосохранении, создании условий для упорядоченного существования и эффективного функционирования.
В нормативно-ценностном пространстве публичного права государство предстает как единый, всеобъемлющий субъект, наделенный жизненными интересами, волей к порядку, имеющий общезначимые для всех граждан цели и обладающий энергией и силой для их достижения.
Публичное право включает в себя нормы, определяющие деятельность органов государственной власти, ее законодательных, исполнительных и судебных звеньев. В его состав входят конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и международное публичное право. При их посредстве законотворческая активность государства имеет характер разветвленной, многоаспектной деятельности по практическому упорядочению реальных правоотношений.
Для того чтобы эта воля к порядку не превратилась из блага в зло, в волю к насильственному унифицированию существующих явлений, в системе права возникает внутренний ограничитель в виде совокупности норм частного права.
Частное право формулирует и юридически обосновывает нормативные границы частной жизни, внутри которых государственная необходимость Не претендует на безраздельное господство, а сосуществует на началах динамического равновесия с частными интересами индивидов.
В качестве совокупности норм и законов частное право существует в отношениях живого, подвижного противоречия с нормами публичного права. Впервые эту нормативную диаду осознала и отчетливо сформулировала древнеримская юриспруденция в лице ее крупнейшего представителя Ульпиана (170—228).
Возникновение частного права связано с исторической практикой развития личностного начала, с формированием самосознания и целого ряда ценностно-нормативных структур внутри индивидуального "Я". Оно складывается как юридический противовес этатистскому центростремительному нормативизму, привычно ставящему на первое место интересы государства. В условиях отсутствия развитого гражданского общества частное право способно выступать как одна из юридических предпосылок его формирования. Оно свидетельствует об определенных уступках со стороны государства, о его готовности узаконить значимость сферы частной жизни и частных интересов на фоне всеобъемлющего этатизма.
Важнейшим экономическим основанием частного права является существование частной собственности, нуждающейся в юридическом обеспечении своего социального статуса и в соответствующем правовом пространстве, внутри которого могли бы нормально развиваться частнособственнические отношения.
В качестве аксиологического основания частного права выступает принцип свободы личности. Метафизически-антропологический атрибут человеческого субъекта в виде автономной воли вместе с естественным правом на свободное волеизъявление находят в частном праве многогранную, дифференцированную юридическую оформленность. На этом основании происходит взаимопроникновение естественно-правовых принципов, отстаивающих права и свободы личности, с позитивно-правовыми принципами, стоящими на страже интересов государства.
Таким образом, частное право — один из наиболее очевидных продуктов компромисса между положительным и естественным правом, между государством и внутренней ориентацией социальной системы на развитие формальных и неформальных институтов гражданского общества.
Граница между публичным и частным правом гибка и изменчива в социальном времени и пространстве. В зависимости от разнообразных общественно-исторических обстоятельств она способна смещаться либо в одну, либо в другую сторону, расширяя то нормативную сферу государственной необходимости, то область частных прав и свобод.
Права социального субъекта как гражданина
Лекция 9. ЦЕРКОВЬ
Институциональная природа церкви
Нормы канонического права
Церковный суд как специальный социально-правовой институт
Лекция 10. АНТРОПОСФЕРА СОЦИАЛЬНОСТИ
Социология и антропосоциология
Социальная многомерность психической жизни человека
Предмет психосоциологии