У немецкого социолога Р. Дарендорфа исходным положением его теории является тезис о принципиальной неустранимости конфликтов из социальной жизни людей. Основными признаками любого общества он считает факторы господства, подавления сопротивления и конфликтности отношений. Во власти одних групп над другими он видит структурообразующий фактор социальных взаимодействий.
Общие интересы способны объединять людей в устойчивые группировки, которые активно противодействуют другим группам с иными, в том числе противоположными интересами. Все те, кто способен отчетливо осознавать свои групповые интересы, с готовностью объединяются в классы, между которыми также вспыхивают регулярные столкновения.
Классовые конфликты имеют свойство обостряться, если власть оказывается сосредоточена в руках немногих и если лишенные власти не видят перед собой возможности заполучить ее легитимным путем. Если при этом взаимодействие между верхними и нижними уровнями социальной иерархии не является динамичным и многоканальным, то возникновение острых конфликтов с нарушением норм права и применением насилия становится практически неизбежным. Спасти стороны от эскалации насилия может лишь способность приходить к соглашениям, готовность к конвенциям. Но на практике договоренности действенны лишь на ранних стадиях конфликтных ситуаций и в их преддверии. Если же конфликт обретает динамизм и начинает разворачиваться с нарастающей скоростью, стороны, как правило, уже не находят в себе ни достаточных духовных сил, ни необходимых юридических оснований для взаимосогласительных акций.
Деструктивно-конструктивная природа конфликтов (Л. Козер)
Известный американский социолог Л. Козер в своих работах опирается на уже ставшее традиционным для западной социологии положение о неустранимости конфликтов из социальной жизни людей, а также на тезис об их способности выполнять интегрирующие и стабилизирующие функции.
Козер определяет конфликт как противоборство социальных субъектов, возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающее нейтрализацию, ущемление или уничтожение противника.
К основным причинам конфликтов относятся дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Конкретными инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные, насильственные формы.
В тех социальных макросистемах, где нет разработанных, эффективных и апробированных экономических, политических и правовых средств по предупреждению и нейтрализации конфликтов, возникновение последних дает максимально деструктивный эффект.
На социодинамике конфликтов отрицательно сказывается жесткость социальной системы и негибкость позиции государства, не имеющего в своем распоряжении альтернативных средств и методов по урегулированию конфликтных ситуаций.
Козер подразделяет социальные конфликты на реалистические и нереалистические. К первым он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки. Нереалистическими оказываются те коллизии, где участники оказались в плену антагонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.
Если социальная система не отличается чрезмерной жесткостью своих структур, то протекающие внутри нее не слишком острые и реалистические межгрупповые конфликты повышают ее адаптивность, приводят к положительным переменам интег-ративного характера. Для тех, кто находится во главе таких систем, социальные конфликты являются индикаторами, свидетельствующими о слабой приспособленности общественных структур к требованиям действительности и о необходимости их реформирования.
Знания, накопленные за полтора столетия существования социологии конфликта, позволяют увидеть в новом свете многие реалии повседневной социальной практики, отказаться от давних стереотипов обыденного миропонимания. Социальный конфликт предстает как амбивалентный феномен, несущий в себе одновременно и разрушительный и созидательный потенциал. То, какой из них будет задействован и реализован на практике, зависит в первую очередь от самих участников конфликта, от того, как видят и понимают природу конфликтных взаимодействий их лидеры и те, кто возглавляет данное государство, его институты в настоящий момент.
Современные знания о сущности и функциях социальных конфликтов дают возможность переструктурировать основную массу наличных знаний об обществе, правовой реальности, природе социальных взаимодействий, обнаружить в них новые смыслы, а с ними и возможность нетривиальных подходов к проблеме разрешения типовых морально-правовых противоречий.
Понятие, природа, структура социально-правового конфликта
Конфликтное поведение
Адаптивное поведение
Дезадаптивное поведение
Контрадаптивное поведение
Предупреждение и разрешение конфликтов
Третейский суд как правовой инструмент разрешения социальных конфликтов
Лекция 4. ПРАВОВАЯ АНТРОПОСОЦИОЛОГИЯ
Теоретический статус правовой антропосоциологии